По-русскиIn English
Арам Ильич Хачатурян. К 110-летию со дня рождения
1 мая, 2013, среда
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ
им. Д.Д. Шостаковича
БОЛЬШОЙ ЗАЛ

АРАМ ИЛЬИЧ ХАЧАТУРЯН
К 110-летию со дня рождения

Исполнители:
Художественный руководитель и главный дирижер –
Александр ТИТОВ

Солист - Дмитрий КОУЗОВ(виолончель)

В программе:
Фрагменты из музыки к балету "Гаянэ" (1941)
Концерт для виолончели с оркестром ми минор (1946)
Сюита из музыки к балету "Спартак" (1954)
Фрагменты из музыки к драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад" (1941)

Организатор концерта – Филармоническое общество Санкт-Петербурга
Контакты:
314 36 06
571 29 25
Концерт прошел при поддержке Генерального консульства
Республики Армения в Санкт-Петербурге

 

Арам Ильич Хачатурян (1903 – 1978)

(К 110-летию со дня рождения)

Арам Ильич Хачатурян – один из самых известных и любимых слушателями советских композиторов - по праву относится и к выдающимся деятелям мирового музыкального искусства ХХ века.
Являясь одновременно и российским, и армянским композитором, он сумел объединить в своем творчестве самобытную мелодику армянских народных песен и танцев с конструктивной четкостью европейских музыкальных форм. Восточная же ладовость и ритмическая импульсивность его мелодизма органично вплелись в тональную систему европейского музыкального языка, а созданный композитором -- весьма колоритный, а главное: узнаваемый – собственный интонационный словарь щедро оплодотворил самые разные жанры, избранные им для отражения личностного слышания окружающего мира.
Автор трех симфоний и трех балетов, шести инструментальных концертов, многих отдельных сочинений для оркестра и различных камерных ансамблей, разнообразных пьес для скрипки, виолончели и фортепиано и музыки к театральным постановкам и кинофильмам, а также учитель таких композиторов, как М. Таривердиев, А. Эшпай, А. Рыбников, В. Дашкевич, Э. Оганесян, Э. Хагагортян, М. Минков, В. Екимовский, И. Якушенко, В. Рябов, Арам Ильич Хачатурян внес бесценный вклад в сокровищницу и российского, и армянского музыкального искусства.
Родившись в многодетной семье небогатого тифлисского переплетчика, маленький Арам довольно рано проявил свое неравнодушное отношение к музыке – во всяком случае, он часто подбирал по слуху на фортепиано и русские, и армянские, и грузинские песни, и с удовольствием импровизировал как в европейской, так и в восточной манере.
Однако, профессионально заниматься музыкой юноша стал лишь в 19 лет, когда, переехав в Москву, он поступил одновременно на биологический факультет Университета и в Музыкальное училище имени Гнесиных, где стал заниматься как виолончелист и, параллельно, как композитор у М.Ф. Гнесина. В 1929 году Хачатурян поступил в Московскую консерваторию, в класс Н.Я. Мясковского, у которого блестяще закончил и консерваторию, и аспирантуру.
Первые же профессиональные композиторские опыты (фортепианная «Токката», соната для скрипки и фортепиано, трио для кларнета, скрипки и фортепиано), датируемые концом 20-х – началом 30-х годов, обнаружили в молодом авторе истинного художника со стихийным мелодическим даром, и принесли ему вполне заслуженную известность.
Самый плодотворный период биографии композитора пришелся на 30-е – 40-е годы. Первая симфония, балет «Счастье», а также фортепианный и скрипичный концерты дали повод говорить о Хачатуряне как о ведущем композиторе советского Востока. Среди крупных партитур 40-х годов – балет «Гаянэ», частично основанный на музыке балета «Счастье», сюита из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад», концерт для виолончели с оркестром, Третья симфония.
В 50-е годы рождается одна из вершин творчества композитора – балет «Спартак», принесший Хачатуряну поистине мировую славу. В эти же годы он начинает преподавать композицию в Институте имени Гнесиных и в Московской консерватории, а также выступать как дирижер, исполняя собственные сочинения.
С 1939 года А.И. Хачатурян входил в состав руководства Союза композиторов СССР. Однако, в 1948 году, в так называемый период «ждановщины», он, как и многие его коллеги, подвергся необоснованным нападкам за формализм и «отрыв от народа». В отношении Хачатуряна эти нападки выглядели совершенно абсурдными, так как его музыка в целом всегда пользовалась, и продолжает пользоваться сегодня, самой широкой популярностью, не говоря уже о таких «хитах», как Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад», или Танец с саблями из балета «Гаянэ».
В конечном же итоге, государство высоко оценило заслуги А.И. Хачатуряна и его вклад в развитие отечественной музыкальной культуры. В 1954 году композитору было присвоено почетное звание Народного артиста СССР, а в 1959 году, будучи лауреатом уже четырех Государственных премий, он удостаивается и Ленинской премии. В 1963 году Хачатурян становится Академиком АН Армении, в 1971-м он получает пятую Государственную премию, а в 1973-м ему присваивают звание Героя социалистического труда.
А.И. Хачатурян умер 1 мая 1978 года в Москве, в возрасте 75 лет. Так что мы сегодня отмечаем не только 110-летие композитора, но и еще одну значимую дату – ровно 35 лет со дня его кончины.

Фрагменты из музыки к балету «Гаянэ» (1941- 1942)
После успеха первого балета Хачатуряна «Счастье», показанного на декаде армянского искусства в 1939 году в Москве, дирекция Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова заказала композитору новый балет. Написанное Константином Державиным в 1940 году либретто четырехактного балета «Гаянэ» было основано на некоторых сюжетных ходах балета «Счастье», что позволило Хачатуряну сохранить в новом произведении часть прежнего музыкального материала, при этом значительно дополнив и развив партитуру.
Премьера балета была осуществлена 9 декабря 1942 года силами Ленинградского Театра оперы и балета им. С.М. Кирова на сцене Пермского оперного театра, куда ленинградский театр был эвакуирован в период войны. Поставила балет Нина Анисимова, а первыми исполнителями главных партий стали Наталья Дудинская (Гаянэ), Константин Сергеев (Армен) и Татьяна Вечеслова (Нунэ).
В 1943 году за этот балет Хачатурян получил Сталинскую премию первой степени, которую он сразу же внес в фонд Вооруженных Сил Советского Союза. Позже, на основе музыки к балету, композитор создал три оркестровые сюиты.
В середине 1950-х годов к балету «Гаянэ» обратился Большой театр. На основе нового либретто Бориса Плетнёва, Арам Хачатурян существенно изменил партитуру балета, переписав более половины прежней музыки.

Концерт для виолончели с оркестром ми минор (1946)
В 1946 году Хачатурян пишет еще один инструментальный концерт -- Виолончельный, и посвящает его выдающемуся советскому виолончелисту Святославу Кнушевицкому. Таким образом, композитор завершает свою первую триаду инструментальных концертов - Концерт для скрипки с оркестром, посвященный Давиду Ойстраху, был написан в 1936 году, а Концерт для фортепиано с оркестром, посвященный Льву Оборину, – в 1940-м.
Позднее, из под пера А. Хачатуряна появляется еще одна триада инструментальных концертов – на это раз, концертов-рапсодий, созданных им в 1961-м (скрипка), в 1963-м (виолончель) и в 1968-м (фортепиано). Однако эти концерты-рапсодии, так же, как и написанные им спустя десятилетие сонаты-соло для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976), все же уступают первой триаде инструментальных концертов по яркости и мастерству.
Любопытно, что, написанный последним в триаде, Концерт для виолончели с оркестром был задуман еще в те годы, когда Хачатурян был студентом училища и только овладевал этим инструментом. Особенностью этого трехчастного сочинения является то, что Концерт во многом подобен симфонии с солирующей виолончелью. Пронизанный фольклорными аллюзиями и танцевальными ритмами, Виолончельный концерт Хачатуряна представляет собой прекрасный образец жанра, способный доставить истинное наслаждение и исполнителям, и слушателям.
Премьера Концерта состоялась в 1946 году в Большом зале Московской консерватории под управлением Александра Гаука. Солистом выступил Святослав Кнушевицкий.

Сюита из музыки к балету «Спартак» (1954)
Идея создания балета родилась еще в 1933 году у балетмейстера Большого Театра Игоря Моисеева и либреттиста Николая Волкова. В 1941 году по приглашению театра к ним подключился композитор Арам Хачатурян, и работа над балетом началась. Однако из-за произошедших изменений в кадровой и художественной политике Большого Театра, работа над балетом вскоре приостановилась. Игорь Моисеев был вынужден уйти из театра, и на долгие годы отказаться от своего замысла.
После Великой Отечественной войны работа над балетом была продолжена, но из Большого Театра перенесена в Ленинградский театр им. С.М. Кирова. Любопытно, что в 1950 году Арам Хачатурян был даже командирован в Италию, чтобы воочию увидеть Колизей, в котором и проходили гладиаторские бои.
Последнюю точку в партитуре балета композитор поставил в феврале 1954 года. В результате многолетней работы родилось поистине новаторское произведение, в котором каждому персонажу соответствововала своя собственная, яркая и неповторимая музыкальная тема.
Хореографом нового балета неожиданно для всех стал ленинградский балетмейстер Леонид Якобсон. К этому времени он был уже в очередной раз изгнан из Кировского театра, несмотря на то, что в 1950 году за постановку балета «Али-Батыр» («Шурале») и сам Якобсон, и композитор Фарид Яруллин, и исполнители главных партий балета были удостоены Сталинской премии.
Но все в этой жизни меняется. Смерть Сталина и очередной приход в балетную труппу театра Федора Лопухова обусловили продолжение работы над «Спартаком» под руководством вновь возвращенного в театр Якобсона. Однако, будущему балетмейстеру не понравились ни либретто, ни музыка. Либретто Волкова показалось Якобсону рыхлым, а музыка Хачатуряна – затянутой. И между постановщиком и композитором разразился громкий скандал, закончившийся самой настоящей дракой посреди Невского проспекта.
Но в конце концов все страсти улеглись и балет был, наконец, поставлен, явив собой новое слово в советской хореографии. Впервые в истории отечественного балетного театра спектакль был построен на основе «свободной пластики». Леонид Якобсон на этот раз полностью отказался от классического танца с его непреложными атрибутами – выворотностью, балетными позициями, пуантами и т.д. В спектакле ожили фигуры, словно сошедшие с рисунков на античных вазах и барельефах. Премьера состоялась в декабре 1956 года и была встречена как одно из самых знаменательных явлений в балетной жизни страны. Дирижировал Павел Фельдт, а партию Спартака блестяще исполнил Аскольд Макаров.
Через полтора года «Спартак» был поставлен и в Москве – Игорю Моисееву удалось-таки воплотить свою давнюю идею в Большом Театре. Однако, эта постановка была признана не совсем удачной и продержалась в театре недолго. Наконец, в 1968 году в Большом Театре состоялась новая постановка «Спартака», осуществленная Юрием Григоровичем. Уйдя от эстетики Якобсона, Григорович вернул спектакль в академическое русло и насытил его глубоким психологизмом и трагедийной напряженностью. Именно эта постановка и была экранизирована на «Мосфильме» в 1975 году. Дирижировал А. Журайтис, а солистами выступили В. Васильев (Спартак), М. Лиепа (Красс), Н. Бессмертнова (Фригия) и Н. Тимофеева (Эгина).
За музыку к балету «Спартаку» А.И. Хачатурян был удостоен Ленинской премии.

Фрагменты из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»
Музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад» была создана композитором в 1941 году по заказу Вахтанговского театра, возглавляемого в те годы Рубеном Симоновым. Написанная в 1835 году 21-летним Лермонтовым, драма «Маскарад» из-за цензурных ограничений впервые увидела свет лишь в 1862 году.
Музыка создавалась быстро и увлеченно, но по признанию самого композитора больше всего хлопот ему доставил именно Вальс, ставший впоследствии столь знаменитым. Слова героини драмы – Нины:
Как новый вальс хорош! В каком-то упоеньи
Кружилася быстрей – и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость..

глубоко запавшие в душу композитора, долго не давали ему покоя, пока во время одного из сеансов позирования художнице Евгении Пастернак он неожиданно не услышал тему, ставшую второй темой вальса.
Премьера спектакля состоялась 21 июня 1941 года – в самый канун начала Великой Отечественной войны, что и определило его дальнейшую судьбу. Спектакль быстро сошел с подмостков театра, а музыка осталась и зажила своей самостоятельной жизнью в виде сюиты, созданной композитором в 1943 году и состоящей из 5 номеров: Вальса, Ноктюрна, Мазурки, Романса и Галопа.


 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Коллектив создан в 1967 году выдающимися ленинградскими дирижерами Николаем Рабиновичем, Карлом Элиасбергом и Эдуардом Грикуровым. Осознанная репертуарная политика – исполнение редко звучащих произведений различных музыкальных стилей и периодов, пристальное внимание к сочинениям живущих композиторов – определила и название оркестра: с момента основания и до 1985 года он назывался «Оркестр старинной и современной музыки». Самые яркие страницы коллектива этого периода связаны с именем замечательного русского дирижера Эдуарда Серова, возглавлявшего оркестр в течение 15 лет. Именно под его руководством «Оркестр старинной и современной музыки» объездил с концертами сотни городов Советского Союза и многих стран мира, записал десятки пластинок для Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия», участвовал в самых престижных фестивалях, прочно занял третью позицию в Ленинграде после двух знаменитых филармонических коллективов. С оркестром в то время выступали выдающиеся солисты и дирижеры: Юрий Темирканов, Марис Янсонс, Святослав Рихтер, Наталья Гутман, Елена Образцова, Григорий Соколов и многие другие.
В 1985 году малый симфонический состав оркестра разрастается до полного симфонического. Учитывая важную роль, которую коллектив играл в художественной жизни Ленинграда – он становится Ленинградским государственным оркестром. С этого же года по 2004-й главным дирижером оркестра являлся талантливый музыкант Равиль Мартынов. Под его руководством начинается активная гастрольная деятельность российского периода истории коллектива, с 1990 года следуют успешные туры в Китай, Японию, Германию, Австрию, Мексику, Испанию, Финляндию, Норвегию, Швецию, Францию и Бельгию.
С 1988 года оркестр начинает выступать в Зеркальном зале знаменитого дворца князей Белосельских-Белозерских в самом сердце Петербурга, на Невском проспекте, и вскоре возвращает залу статус одной из лучших концертных площадок города.
В 2007 году художественным руководителем и главным дирижером коллектива стал один из самых известных русских дирижеров современности – Александр Титов.
Репертуар оркестра поистине безграничен – это, своего рода, «визитная карточка» коллектива: сочинения всех эпох, жанров и стилей, многочисленные премьерные исполнения произведений современников. За плодотворную творческую деятельность и высочайший профессионализм, а также пропаганду русского искусства за рубежом оркестр получил почетное звание «Академического», которое присваивается в России лишь избранным музыкальным коллективам.
В 2008 году Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под руководством Александра Титова начал серию записей на компакт-диски произведений выдающихся русских композиторов, созданных в годы Великой Отечественной войны. Первые издания грандиозного архива «Музыка военной поры», сочинения Г. Попова и Н. Мясковского, В. Щербачева и М. Вайнберга, Д. Шостаковича и С. Прокофьева, А. Мосолова и Л. Книппера, Ю. Кочурова и Л. Половинкина, О. Евлахова и Р. Глиэра, получили широкий резонанс в профессиональном музыкальном мире и восторженные отклики любителей музыки.
С 2012 года вторым дирижером оркестра является Владимир Ланде (США).
 

АЛЕКСАНДР ТИТОВ,
художественный руководитель и главный дирижер

Александр Титов родился в Ленинграде в 1954 году. Окончил Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) консерваторию по трем специальностям: хоровое дирижирование (класс профессора А.В.Михайлова, 1976), фортепиано (класс доцента В.В.Генслера, 1976) и оперно-симфоническое дирижирование (класс профессора И.А.Мусина, 1981).
В 1988 году Александр Титов стал лауреатом Международного конкурса дирижеров в Токио (Япония), в 1990 году стажировался в Тэнглвуде (США). Музыкант гастролировал в Японии, США, Великобритании, Германии, Италии, Швейцарии, Португалии, Испании, Финляндии, Голландии, Китае, Колумбии, Латвии и других странах, выступал с Лондонским и Шотландским оркестрами Би-Би-Си, в театрах Ла Скала (Милан), Ла Фениче (Венеция), Метрополитен Опера (Нью-Йорк), Ковент-Гарден (Лондон), Сан-Франциско Опера. В обширном театральном репертуаре Александра Титова свыше 50 спектаклей: оперы «Евгений Онегин», «Мазепа» и «Пиковая дама» Чайковского, «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Кощей Бессмертный» и «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Любовь к трем апельсинам», «Игрок», «Семен Котко» и «Война и мир» Прокофьева, «Соловей» и «Похождения повесы» Стравинского, «Травиата» Верди, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского, «Ромео и Джульетта» Прокофьева. В концертном репертуаре дирижера симфоническая классика, крупные вокально-ораториальные сочинения («Немецкий реквием» Брамса, «Торжественная месса» Берлиоза, «Колокола» Рахманинова, «Царь Эдип» Стравинского, симфонии Малера, «Кармина Бурана» Орфа, «К 20-летию Октября» Прокофьева, «История доктора Фауста» Шнитке), многочисленные сочинения композиторов русского авангарда начала XX века и современных авторов.
С 1987 года Александр Титов преподает оперно-симфоническое дирижирование в Петербургской консерватории, он имеет ряд научных публикаций, в числе которых сборники «Фортепианная музыка 1914-1927» и «Фортепианная музыка Артура Лурье», а также многочисленные аннотации к компакт-дискам. Дирижер награжден дипломами высшей театральной премии Петербурга «Золотой Софит» и «Золотая маска» в сезонах 2000-2001 гг. и 2001-2002 гг.
Александр Титов – постоянный участник международных фестивалей «Звезды белых ночей», «От авангарда до наших дней», фестиваля балета «Мариинский», «Петербургская музыкальная весна», он записал свыше 80 компакт-дисков. Александр Титов является художественным руководителем и главным дирижером Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, приглашенным дирижером Мариинского театра, дирижером Большого театра (Москва), приглашенным дирижером Шотландского оркестра Би-Би-Си (Глазго), профессором Петербургской консерватории, он имеет почетное звание Заслуженный артист Российской Федерации.
 

ДМИТРИЙ КОУЗОВ (виолончель)

Игре на виолончели Дмитрий Коузов начал заниматься с семи лет. В возрасте одиннадцати лет поступил в Среднюю специальную музыкальную школу-лицей при Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова в класс профессора М.И. Рейзенштока. В 1995 году продолжил обучение у профессора В. Яглинга в Академии имени Яна Сибелиуса (Хельсинки, Финляндия), которую закончил в 2001 году с высшим баллом и степенью магистра музыки. В 2005 году закончил сольную аспирантуру Джульярдской школы музыки по классам профессоров Дж. Кросника и Д. Адкинса.
Дмитрий Коузов является лауреатом Санкт-Петербургского международного фестиваля «Виртуозы 2000 года», а также лауреатом 1-й премии международного конкурса имени Бетховена в Праге (Чехия). В 2005 году он был отмечен премией Rising Star Award Нью-Йоркского виолончельного общества.
Как солист и ансамблист он выступает в таких залах, как Линкольн-центр и Меркин-холл (Нью-Йорк), Краннерт-центр (Иллинойс), Кравис-центр (Флорида), Большой и Малый залы Санкт-Петербургской филармонии. Участвует в международных фестивалях в Вербье (Швейцария), Шлезвиг-Гольштейне (Германия), Провансе (Франция), а также в фестивале имени Яначека в Чехии и «Киевском музыкальном лете» на Украине. Гастролировал по городам США, ЮАР, Австралии, Люксембурга, Чехии, Германии, Сербии, Македонии, Японии, Бельгии, Швеции, Дании, Франции, Финляндии, Эстонии и Украины.
Как ансамблист Дмитрий Коузов сотрудничал с такими музыкантами, как Кшиштоф Пендерецкий, Джошуа Белл, Юрий Башмет. В 2004 году виолончелист основал Манхэттенское фортепианное трио, а составе которого активно гастролирует. В течение многих лет сотрудничает с Ильей Грингольцем и Петром Лаулом.
С 2005 года Дмитрий Коузов активно занимается педагогической деятельностью. До недавнего времени он преподавал в Джульярдской школе музыки и Оберлинской консерватории (США). В настоящее время является профессором класса виолончели в Университете Иллинойса.