По-русскиIn English
ПЕТЕРБУРГСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ВЕСНА

ПЕТЕРБУРГСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ВЕСНА 48-й Международный фестиваль

11-27 мая 2012 года

О фестивале Организаторы Программа Композиторы Исполнители Исполнительские
коллективы
Прошедшие
фестивали
ПЕТЕРБУРГСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ВЕСНА. АФИША

Генеральный партнер фестиваля:
Российское авторское общество
Генеральный спонсор фестиваля:
Национальный Фонд Поддержки Правообладателей
Спонсор фестиваля:
Газпромбанк
При поддержке:
Российский Союз Правообладателей
При содействии:
Национальное музыкальное издательство
Издательство Композитор - Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский музыкальный вестник

Газета "Санкт-Петербургский музыкальный вестник"

В Петербурге – сорок восьмая «Музыкальная весна».

Почтенный возраст «Петербургской музыкальной весна» обуславливает, в первую очередь, продолжение и развитие богатейших фестивальных традиций. Но в тоже время этот возраст может вызвать и некоторые вопросы, суть которых, вероятно, заключалась бы в следующих формулировках: «А не является ли нынче фестивальная концепция некоей архаической постройкой? А не шагает ли по инерции фестиваль по уже давно им самим проторенной тропинке? Ведь времена-то сегодня другие, и они стремительно меняются!» Что ж, попробуем порассуждать на эту тему в виде вопросно-ответного диалога между воображаемыми Критиком и Защитником фестивальных идей. Этот диалог, возможно, конкретизирует позиции сторон, и представить его можно было бы приблизительно таким:

К: Программа «Музыкальной весны» буквально пестрит почитанием памятных и юбилейных дат, связанных с именами как покойных, так и здравствующих петербургских композиторов. Не превращается ли фестиваль в некий «мемориально-юбилейный» комплекс?

З: Ни в какие «комплексы» фестиваль не превратится, а в воздании почестей нашим старшим, увы, ушедшим из жизни коллегам нет ничего предосудительного. Они были яркими, талантливыми творческими личностями, и имена многих из них, к сожалению, быстро забываются. Разве часто сегодня в обыденной концертной жизни звучат замечательные крупные симфонические творения нынешних юбиляров – В. Успенского, О. Евлахова, В. Салманова, Б. Архимандритова? А разве не является юбилейный год для ныне живущего композитора ответственным поводом «отчитаться» перед музыкальной общественностью, представив на её суд свои лучшие сочинения? И разве не есть содействие в достойной встрече таких дат прямая обязанность Союза композиторов как организатора фестиваля? Эта тематика всегда будет занимать определённое (и отнюдь не худшее) место в фестивальной программе. При этом не следует преувеличивать её удельный вес – в фестивальной афише всегда находится значительное место и для много другого.

К: В фестивальной программе, наряду с некоторыми широко известными личностями, представлено и много, скажем, пока малознакомых композиторских имён. Судя по этому «набору», и музыка, которая прозвучит в фестивальных концертах, обещает быть разновеликой по качественным критериям. Не приведёт ли это обстоятельство к снижению статуса фестиваля и падению к нему интереса слушателей – ведь публика в основном предпочитает «звонкие» имена?

З: А где в рамках крупных фестивалей встречается исключительно «равнокачественная» музыка? (Не говоря о том, что определение качества – вещь относительная и во многом зависящая от вкусовых пристрастий оценщика). И как «малознакомому композиторскому имени» стать «широко известным»? Разумеется, «талант и труд всё перетрут». Но в сегодняшней действительности этого мало. Делать «стерильные» фестивали из исключительно музыкальных шедевров современности – не есть задача его организаторов. (Хотя хотелось бы!) Назначение Союза композиторов видится во всемерной помощи в творческой самореализации по возможности всех членов этого сообщества (и, желательно, на равных условиях). Сегодня оказание такой поддержки наиболее эффективно именно в рамках фестивальной деятельности. Где ещё «малоизвестный» автор сможет предложить вниманию широкой слушательской аудитории плод своего труда, принять участие в репетиционном процессе, в престижном зале, в живом и почти всегда качественном звучании услышать и оценить собственное «детище», сделать соответствующие выводы, получить публичные отзывы и, наконец, в случае поступательного творческого продвижения и успешных фестивальных выступлений занять своё «место под солнцем»?! А проблема выдвижения конкретных произведений в фестивальную программу – это вопрос степени требовательности авторов к самим себе, рекомендаций союзовских творческих секций и ассоциаций, а также решений Директората фестиваля. Что же касается возможности падения слушательского интереса вследствие недостаточного количества «афишных» имён, то последние годы, к счастью, свидетельствуют об обратной тенденции. Нынешняя публика – очень разная, и значительная её часть, как ни странно, проявляет интерес к новому и неизведанному. Не потому ли зачастую при большом стечении слушателей и с успехом проходят фестивальные концерты, представляющие именно «малознакомые» имена? «Широко известными композиторами» не рождаются. Поможем же нашим авторам стать таковыми!

К: Из года в год в фестивальной практике главенствует так называемый тематический принцип составления программ. Не кажется ли иногда этот принцип в какой-то мере искусственным, и не пора ли сегодня осуществлять компоновку содержания концертов, исходя и из иных параметров?

З: Перед составителем фестивальных программ всегда стоит существенная проблема – по каким признакам сгруппировать отобранные произведения в рамках того или иного концерта? Можно пойти простейшим путем: определить хронометраж каждого сочинения, «разбросать» по отделениям, исходя из их общепринятой продолжительности, и – «дело с концом»! Но такое «механическое» соединение отнюдь не придаёт программе цельность, в то время как построение каждого концерта, безусловно, должно иметь свою внутреннюю драматургию. Таким образом, основным драматургическим «стержнем» в нашей фестивальной практике стал принцип формирования программ по признакам тематической общности представленных произведений, имеющих схожую внешнюю и внутреннюю «сюжетную» основу, декларируемую в названии концерта. Возможно, в иных случаях такой принцип может показаться «плодом досужего ума», вероятно, не всегда идеально удачным выглядит и название концерта. Однако практика показывает, что такие концерты всегда любопытны возможностью сравнить степень индивидуальности авторских подходов к решению общей тематики. К тому же, тематические концерты, как правило, вызывают более живую заинтересованность и реакцию у публики. При этом, тематический принцип всё же не становится единственным «инструментом» составления программ: например, смешанные камерные программы неизбежно требуют формирования по «мозаичной» схеме; некоторые нестандартные проекты определяют и другие принципы компоновки. Разумеется, приоритет тематических форм в фестивальной афише ни коим образом не препятствует возникновению и бытованию продиктованных сегодняшним временем новых принципов «сочинительства» концертных программ. Будем рады любым конструктивным предложениям по этому поводу!

К: Наконец, последний принципиальный вопрос: не превращается ли постепенно фестиваль в большие, но всё же «семейные радости»? Почему бы не расширить его географию, увеличить авторитетное зарубежное представительство, пригласить в качестве гостя крупную импортную персону? Тогда и степень престижности фестиваля возрастёт и, быть может, спонсорское инвестирование увеличится…

З: В этой связи хочется процитировать начало бессмертного гоголевского «Носа»: « – Сегодня я, Прасковья Осиповна, не буду пить кофею, – сказал Иван Яковлевич, – а вместо того хочется мне съесть горячего хлебца с луком. (То есть Иван Яковлевич хотел бы и того и другого, но знал, что было совершенно невозможно требовать двух вещей разом, ибо Прасковья Осиповна очень не любила таких прихотей)». Конечно, хотелось бы! Но зачем гнаться за фестивалями типа мариинских «Звёзд Белых ночей» или «Новых горизонтов» и пытаться дублировать и в ухудшенном варианте? Ведь такие фестивали обладают мощным организационно-административным аппаратом и пользуются солидной финансовой поддержкой, в то время как организатор «Музыкальной весны» – петербургский Союз композиторов – общественная некоммерческая и не концертная организация, в своей текущей деятельности не имеющая права на государственное финансирование. Поэтому всю фестивальную деятельность осуществляют буквально несколько сотрудников, а сумму финансирования «Весны» и назвать как-то неловко. Вот изменятся времена, тогда и посмотрим! А пока в фестивальной иерархии наш форум занимает свою существенную нишу, ценность которой определяется многими отличительными особенностями. Это фестиваль современной оркестровой, хоровой и камерной музыки, открытый самым различным жанрам, стилям и направлениям. Ни в каком другом фестивале не звучит столько музыки наших земляков-петербуржцев и наряду с этим – отдельные показательные образцы творчества их зарубежных коллег). Пожалуй, нигде в фестивальной программе не означено столько премьерных исполнений. (Многие авторы создают свои произведения специально для их первого исполнения на «Весне»). Нигде столько высококлассных исполнителей и почтенной публики не приобщаются к новинкам петербургской музыки.

Таковы основные параметры и отличительные черты «Петербургской музыкальной весны», таким обещает быть и 48-й фестиваль, состоящий из 15 концертов оркестровой, хоровой, вокальной и инструментальной камерной музыки.

Фестиваль почтит памятные и юбилейные даты жизни как ушедших, так и ныне здравствующих петербургских композиторов. Так, симфонические произведения В. Успенского, О. Евлахова, В. Салманова, В. Бибергана будут исполнены на концерте-открытии фестиваля в Большом зале Филармонии (11 мая); широко будет представлено творчество Е. Казановского на его авторском вечере в Капелле (20 мая); хоровые сочинения С. Слонимского (13 мая) и Д. Смирнова (22 мая) составят программы концертов в Малом зале Филармонии; вечер камерной музыки С. Осколкова состоится в Доме композиторов (19 мая). Оркестровая музыка прозвучит в концертах «Симфонические картины» (Капелла, 16 мая) и «Симфонические фантазии» (Дворец князей Белосельских-Белозерских, 25 мая). 150-летию Санкт-Петербургской консерватории посвящен концерт в Глазуновском зале (23 мая). Вечер петербургской вокальной ансамблевой музыки пройдет в Концертном зале «Яани Кирик» (21 мая). Творческие поиски и достижения петербургских композиторов в области камерной музыки найдут отражение в концертных программах Дома композиторов (12 мая и 14 мая). Там же состоится концерт петербургских авторов-исполнителей (17 мая), концерт из произведений композиторов Санкт-Петербурга и Республики Татарстан (18 мая), а также музыкально-поэтический вечер, связанный с сорокалетием драматического события в отечественной культуре – изгнания из страны великого поэта современности Иосифа Бродского (24 мая). Завершит фестиваль концерт из произведений петербургских композиторов для оркестра русских народных инструментов (Колонный зал Герценовского университета, 27 мая).

Скажем еще о том, что все концерты, как всегда, пройдут на престижных петербургских эстрадных площадках (к традиционным для «Весны» в этом году прибавятся Глазуновский зал Консерватории, Концертный зал «Яани Кирик» и Колонный зал Герценовского университета). Добавим, что исполнительские силы составят как давние, так и новые партнёры фестиваля – ведущие оркестровые, хоровые и ансамблевые коллективы, известные дирижеры и солисты. Подчеркнём, что вход на практически все фестивальные концерты свободный, и мы будем рады видеть своих друзей, коллег и как можно больше любителей музыки. Добро пожаловать на 48-ю «Петербургскую музыкальную весну»!

А не за горами – пятидесятилетие фестиваля. Этот знаменательный возрастной рубеж неизбежно поставит новые, продиктованные Временем вопросы, на которые будет необходимо отвечать.

Что ж, поживём – увидим…

Григорий Корчмар
Председатель
Союза композиторов Санкт-Петербурга
Художественный директор
международного фестиваля
"Петербургская музыкальная весна"
up