По-русскиIn English

Почетные члены и Почетные директора
Санкт-Петербургского Филармонического общества
1802 – 1917

1808
Гайдн Йозеф (1732-1809)
австрийский композитор, почетный доктор Оксфордского университета (1791), член Шведской королевской музыкальной академии (1798), почетный член Музыкального общества г. Лайбаха (ныне Любляна). Представитель Венской классической школы. Способствовал формированию классических жанров (симфония, соната, концерт для инструментов с оркестром, квартет). В числе его сочинений -- так называемые Русские квартеты (1781), посвященные великому князю Павлу Петровичу (будущему императору Павлу I).
1813
Пессаровиус Павел Павлович (1776-1847)
родился в Лифляндии, доктор философии Йенского университета (1803), служил редакторским помощником и советником в Юстиц-коллегии, президент санкт-петербургской евангелической консистории. В 1813-1814 издатель газеты “Русский инвалид”, доходы от которой предполагал “употребить на вспоможение инвалидам, солдатским вдовам и сиротам”, в дальнейшем (1814-1821 и 1839-1847) ее редактор. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.
Толстой Варфоломей Васильевич (ум. 1838)
граф, сын Василия Ивановича Толстого и Анны Яковлевны Протасовой, действительный статский советник, камергер.
1814
Нейком Сигизмунд Риттер (1778-1858)
австрийский композитор, органист, пианист, дирижер, музыкальный критик. Музыкальное образование получил под руководством М. Гайдна и Й. Гайдна в Вене. Друг последнего. С 14 лет работал в Зальцбурге органистом, а с 1796 – концертмейстером придворного театра. В 1804-1808 капельмейстер Немецкого театра в Санкт-Петербурге. Затем жил в Вене, Париже и Лондоне, много путешествовал, выступал как музыкальный критик в журнале “Revue de Gazette musicale de Paris”. Приобрел известность благодаря разносторонней деятельности, а также как один из крупнейших органистов своего времени. В редакции Нейкома сохранилась оратория Й. Гайдна “Возвращение Товия”. Написал 10 опер, 9 ораторий, 15 месс, 5 духовных кантат, симфонии, увертюры и другие произведения, среди которых около 200 песен и дуэтов на немецкие, французские, итальянские, английские и русские тексты.
1815
Аделунг Фридрих  (1768-1843)
(один из учредителей Общества), немец по происхождению, ученый-лингвист, философ. С конца XVIII века работал в России. Статский советник, директор Немецкого театра в Санкт-Петербурге, наставник великих князей Николая и Михаила Павловичей, служил в Министерстве иностранных дел. С 1824 – директор Института восточных языков. В 1845 Академия наук присудила ему посмертно Демидовскую премию за труд “Историко-литературное обозрение всех путешествий иностранцев по России”. Похоронен на Волковском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.
Апраксин Степан Степанович (1747-1827)
граф, генерал от кавалерии.
Апраксина Екатерина Владимировна (1770-1854)
урожденная княжна Голицына, жена С.С. Апраксина.
Балашов (Балашев) Александр Дмитриевич (1770-1837)
генерал-адъютант, в 1810-1812 министр полиции и санкт-петербургский генерал-губернатор, принимал участие в сражениях Отечественной войны 1812 года, в 1819 -- вновь министр полиции. В 1819-1828 генерал-губернатор созданного специально для него объединения из пяти губерний – Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской. По его инициативе на Куликовом поле был воздвигнут памятник Дмитрию Донскому.
Бортнянский Дмитрий Степанович (1751-1825)
русский и украинский композитор. С 1779 капельмейстер, а с 1796 – директор вокальной музыки и управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Центральное место в его творчестве принадлежит хоровой духовной музыке. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Вилламов (Виламов) Григорий Иванович (1773-1842)
из немецких дворян, действительный статский советник. Окончил школу при церкви Св. Петра в Санкт-Петербурге, где преподавал его отец. С 1801 состоял секретарем при императрице Марии Федоровне, а после ее смерти (1828) управлял благотворительными учреждениями Ведомства (1770-1840), писатель императрицы Марии. Похоронен на Смоленском православном кладбище.
Витовтов Александр Александрович
переводчик, статс-секретарь Александра I.
Вязмитинов Сергей Кузьмич (Козмич) (1744-1819)
генерал от инфантерии, с 1797 комендант Санкт-Петербургской крепости, в 1802-1808 – военный министр , в 1811- 1818 министр полиции и одновременно военный министр, в 1812-1818 – санкт-петербургский генерал-губернатор, в 1812-1819 - председатель Комитета министров, граф (с 1818). Музыкант-любитель, виолончелист, театрал. Автор оперы “Новое семейство” (1778). Похоронен в Лазаревской усыпальнице Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Гинрихс (Гендрихс)
статский советник, в 1802 – профессор при Военно-сиротском доме.
Голицын Александр Николаевич (1773-1844)
князь, камергер, тайный советник, сенатор. С 1810 – главноуправляющий духовными делами иностранных исповеданий, с 1816 – председатель Императорского человеколюбивого общества, министр просвещения. Во время его управления учебным ведомством был учрежден Санкт-Петербургский университет. В 1810-1812 – президент Русского библейского общества, которое перевело Библию на русский язык и распространило более 400 тысяч экземпляров. В 1813-1824 – президент совета Русского библиографического общества. Почетный член Санкт-Петербургской Академии наук (1826). В 1803-1817 – обер-прокурор Синода. Участвовал в создании Общества попечения о тюрьмах, Общества попечения о бедных, приюта для неизлечимых больных.
Жерве Андрей Андреевич (1773-1832)
государственный деятель, служивший последовательно в Министерстве иностранных дел и в Министерстве финансов, сын архитектора Генриха (Андрея) Андреевича Жерве. Служил в разных полках, с 1797 в чине коллежского асессора переведен с военной службы в Коллегию иностранных дел. Им был составлен проект мирного договора между Россией и Францией в 1801. Действительный статский советник (с1811), с 1817 работал в комиссии по погашению государственных долгов. В 1831 причислен к Герольдии. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
Кистер Вильгельм
доктор
Козловский Осип Антонович (1757-1831)
по происхождению поляк, композитор, статский советник. В 1799-1819 служил в дирекции Императорских театров (с 1803- директор музыки). Один из создателей русского романса (цикл “Российские песни” включал 30 песен на тексты лучших русских поэтов), автор героико-патриотических полонезов для хора и оркестра (в том числе “Гром победы раздавайся” на слова Г.Р. Державина), монументального Реквиема (1798), увертюр и антрактов для оркестра. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.
Куракин Александр Борисович (1752-1818)
князь, действительный тайный советник, камергер, сенатор, вице-канцлер, обер-прокурор Сената, предводитель санкт-петербургского дворянства. Был близок к Павлу I и императрице Марии Федоровне. С 1802 – министр иностранных дел. В 1809-1812 – посол во Франции. Умер в Веймаре. Похоронен в Павловске. На памятнике, поставленном на его могиле императрицей Марией Федоровной, начертано: “Другу мужа моего”.
Кутузов (Голенищев-Кутузов) Павел Иванович (1767-1829)
старший сын адмирала Ивана Логиновича Голенищева-Кутузова. Сенатор, тайный советник, в 1810-1816, куратор Московского университета. Сочинял стихи, занимался переводами.
Мейер (ум. 1817)
датский генеральный консул.
Мусин-Пушкин Алексей Иванович (1744-1817)
граф, действительный тайный советник, обер-прокурор Синода, собиратель древних рукописей и книг. Открыл и впервые издал в 1800 “Слово о полку Игореве”. Жил в Москве
Нарышкин Александр Львович (1768-1826)
обер-камергер, директор Императорских театров (1799-1819), был близок с Павлом I и Александром I.
Нарышкин Дмитрий Львович (1758-1838)
обер-егермейстер. Прославился своим оркестром роговой музыки, развлекавшим аристократическое общество на дачах Каменного острова. Похоронен в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской Лавры.
Оленин Алексей Николаевич (1763-1843)
тайный советник, директор Императорской публичной библиотеки (1811), президент Императорской Академии художеств (1817), меценат, художник, археолог, историк, хозяин знаменитого литературно-художественного салона. Писатель, прозванный Александром I Tausendkunstler (нем. – Тысячеискусник). Был женат на дочери директора Придворной певческой капеллы М.Ф. Полторацкого. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Раль Александр Франц фон (1756-1833)
(один из учредителей Общества), по происхождению немец, с 1788 жил в России, придворный банкир (с 1798), барон, фабрикант. Меломан, скрипач-любитель, организатор нескольких музыкальных обществ. Похоронен на Волковском лютеранском кладбище.
Северин Андрей (1770-1850)
по происхождению немец, жил в России, гоф-банкир, коммерции советник. Похоронен на Волковском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.
Строганов Павел Александрович (1774-1817)
граф, тайный советник, сенатор, близкий друг Александра I. Инициатор создания “Негласного комитета”, изучавшего возможность освобождения крепостных крестьян. В 1807 пошел волонтером в армию, участвовал в войнах со Швецией, Турцией, в 1811-1813 командовал дивизией и корпусом. В 1814 назначен членом комитета для вспомоществования неимущим увечным воинам. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Теш
голландский генеральный консул.
Толстой Николай Александрович (1761-1816)
граф, обер-гофмаршал, советник императора Александра I. Похоронен в Лазаревской усыпальнице Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Тюфякин Петр Иванович (1769-1845)
князь, камергер, в 1819-1821 директор Императорских театров.
Фок Максим Яковлевич фон (1777-1831)
по происхождению немец, коллежский советник, затем статский советник, управляющий III Отделением Министерства внутренних дел. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.
Энгель Федор Иванович (1769-1837)
из штаб-офицерских детей, лютеранин, тайный советник, статский секретарь Департамента государственной экономии Государственного совета. Автор записки “О поощрении виноделия в России” (1808). Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.
1817
Миллер Иоганн Генрих (1780-1826)
по происхождению немец, родился в Кенигсберге, композитор, скрипач и пианист, работал в России, дирижер оркестра Немецкого театра. Похоронен на Волковском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.
Салтыков Дмитрий Николаевич (1767-1826)
князь, камергер, сын фельдмаршала Н.И. Салтыкова, воспитателя великих князей Александра и Константина Павловичей. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
1819
Витт
коллежский советник.
Дружинин Яков Александрович (1771-1849)
В 1788 окончил Главное училище немецких подданных государства в Санкт-Петербурге (Петершуле), действительный статский советник, с 1825 – тайный советник, состоял членом-попечителем Императорского человеколюбивого общества. В 1811-1830 возглавлял канцелярию Министерства финансов, в 1830-1848 – управлял Департаментом мануфактур и внешней торговли. Член Российской Академии наук (1800) за ряд переводов с немецкого языка. Российская наука обязана Дружинину сохранением литературного памятника “Остромирово Евангелие”, обнаруженного им при разборе личных вещей императрицы Екатерины II. С 1811 – член литературного общества “Беседа любителей русского слова”. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
Кайсаров Петр Сергеевич (1777-1854)
действительный тайный советник, в 1797-1801 – на военной службе, затем перешел на гражданскую (переводчик на Санкт-Петербургском почтамте). В 1805 исполнял особое поручение по устройству походных аптек и госпиталей, находился в свите Александра I в сражении при Аустерлице. В 1811-1828 – обер-прокурор Сената, в 1828 – директор Департамента разных податей и сборов.
Майбом
директор Купеческого собрания.
Молво Яков Николаевич фон (1766-1826)
коммерции советник, в 1816 - санкт-петербургский голова, в 1816-1818 председатель Биржевого комитета. Сын выходца из Любека, богатого сахарозаводчика Германа Николауса Молво. Его сестра Елизавета Николаевна Молво была женой барона А.А. Раля. Похоронен на Волковском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.
1820
Фильд Джон (1782-1837)
ирландский пианист, композитор, педагог. С 10-летнего возраста выступал как пианист. С 1802 жил в России, где концертировал и преподавал. Крупнейший представитель так называемой лондонской школы пианизма, один из первых пианистов-романтиков.
1823
Голицын Николай Борисович (1794-1866)
князь, виолончелист, музыкальный деятель, критик, поэт-переводчик с французского языка, участник Отечественной войны 1812, в 1832-1855 служил в Министерстве финансов. Почитатель и пропагандист музыки Л. Бетховена, который написал по заказу Голицына и посвятил ему три струнных квартета (так называемые “Голицынские”) и увертюру “Освящение дома”.
1826
Гемних Франц Данилович (1788-1849)
надворный советник, в конце жизни – действительный статский советник и кавалер, в 1831 управляющий конторой Императорских театров; занимался благотворительностью. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
Голенищев-Кутузов Павел Васильевич (1772-1843)
князь, генерал от кавалерии, в 1810-1812 санкт-петербургский полицмейстер. С 1812 состоял в свите императора Александра I, выполнял его поручения (в том числе был послан в 1814 в Санкт-Петербург с сообщением о победе над Наполеоном). После войны состоял членом Попечительного комитета о раненых. В 1825-1830 – санкт-петербургский военный генерал-губернатор. В1826-1826 – член Следственной комиссии по делу декабристов, разрабатывал по поручению императора Николая I сценарий их казни. С 1832 – граф. В 1828-1830 – член Попечительного совета учреждений императрицы Марии Федоровны.
Зегельбах Христиан Фридрих (1763-1842)
по происхождению немец, до 1796 – приват-доцент Эрфуртского университета, затем учитель философии, религии и церковной истории в Петершуле (Санкт-Петербург), где проработал 14 лет. С 1810 – ординарный профессор Юрьевского (Тартусского) университета по кафедре богословия. В 1811-1814 – директор Юрьевской гимназии. Любитель церковной музыки. С 1823 – в отставке, жил в Санкт-Петербурге.
Коллинс Эдуард Давыдович (1791-1840)
по происхождению немец, сын Иоганна Давида Коллинса, пастора немецкой реформатской церкви в Санкт-Петербурге в 1790-1810, коллежский советник, академик Императорской Академии наук, наставник по математике великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II, любитель и знаток музыки.
Львов Федор Петрович (1766-1836)
действительный статский советник, поэт, певец-любитель. С 1778 – прапорщик в лейб-гвардии Преображенском полку. С 1783 служил в Коллегии иностранных дел, с 1794 – директор Архангельской таможни, с 1797 – таможенный инспектор в Эстляндской губернии, с 1802 – правитель Канцелярии министра коммерции, с 1803 – директор департамента там же. В 1810 – определен в Комиссию законов, участвовал в подготовке проекта таможенного устава. С 1826 – директор Придворной певческой капеллы. Выступал против итальянских влияний в русской церковной музыке. Автор брошюры “О пении в России” (1834). Деятельный участник литературного общества “Беседа любителей русского слова”, организованного в 1807 адмиралом А.С. Шишковым и Г.Р. Державиным.
Петц Иван К.
нотоиздатель, владелец музыкального магазина и библиотеки на Большой Морской ул. (с 1815), позднее купленных Ф.Т. Стелловским.
Рейнгольд Александр Романович фон (1793-1835)
по происхождению немец, титулярный советник, в 1833-1835 учитель каллиграфии при великом князе Александре Николаевиче, будущем императоре Александре II. Похоронен на Волковском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.
1827
Виельгорский Матвей Юрьевич (1794-1866)
граф, музыкальный деятель, меценат. В 1812-1826 служил в армии, при выходе в отставку пожалован камергером (1827) и назначен членом Театрального комитета, по упразднении которого служил директором Департамента хозяйственных дел.. С 1839 – шталмейстер и управляющий двором великой княгини Марии Николаевны, а с 1856 – обер-гофмейстер, состоял при императрицах Александре Федоровне и Марии Александровне. Талантливый музыкант, играл на виолончели, сочинял пьесы для этого инструмента, в молодости пел. В 1822-1823 выступал главным образом в великосветских салонах как солист и ансамблист. Один из учредителей Симфонического общества (1840), Русского музыкального общества (1859). Многие композиторы, с которыми Виельгорский играл в ансамбле, посвятили ему свои произведения. Завещал свою библиотеку и инструменты Санкт-Петербургской консерватории, а знаменитую виолончель работы Страдивари лично подарил К.Ю. Давыдову, как музыканту, достойному быть ее владельцем. Являлся вице-председателем Общества поощрения художников и одним из главных деятелей Общества посещения бедных. Похоронен в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Виельгорский Михаил Юрьевич (1788-1856)
граф, композитор, знаток музыки, меценат. В 1804-1812 служил в Государственной коллегии иностранных дел, затем в Министерстве народного просвещения, с 1818 - в Министерстве внутренних дел и с 1826 - вновь в Министерстве народного просвещения. Состоял членом Главного управления училищ, находившихся в Санкт-Петербурге, и членом Комитета Главной театральной дирекции. В 1832 в чине действительного статского советника и в звании шталмейстера стал опекуном Санкт-Петербургского опекунского совета, управлял Санкт-Петербургским воспитательным домом, Мариинской больницей и Училищем глухонемых, входивших в Ведомство учреждений императрицы Марии. Обер-гофмейстер (с 1838), с 1845 член Главного совета женских учебных заведений., с 1846 – обер-шенк. Активно поддерживал отечественных музыкантов. Как композитор является автором одной из первых русских симфоний (исполнена в 1825), камерных инструментальных произведений, романсов. Ревностный почитатель Л. Бетховена. В 1840-х его дом на Михайловской площади (ныне пл. Искусств, 4) был центром музыкальной жизни Санкт-Петербурга. Здесь устраивались концерты классической музыки, в которых выступали Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Шуман, К. Шуман, П. Виардо-Гарсиа. Похоронен в Лазаревской усыпальнице Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
1829
Улыбышев Александр Дмитриевич (1794-1858)
публицист, музыкальный критик, драматург, общественный деятель, знаток и ценитель музыки, скрипач-любитель. Его дом в Нижнем Новгороде был центром музыкальной жизни города. Его перу принадлежит одно из первых в мировом музыкознании серьезное исследование творчества Моцарта - “Nouvelle biographie de Mozart” (издана в трех томах на французском языке в Москве в 1843 году, в русском переводе там же в 1890-1892).
Шоберлехнер Софья Филипповна (1807-1863)
(урожденная Далль’Окка), русская певица (драматическое сопрано). Ученица Ф. Далль’Окки, Л. Лабланша. Выступала в концертах, нередко с мужем - пианистом Ф. Шоберлехнером. Пела в петербургской Итальянской опере, в 1831-1841 – в театрах Италии (в том числе в “Ла Скала”) и других европейских стран.
1832
Вульферт Александр Густавович
по происхождению немец, жил в России. Переводчик стихов на немецкий язык, в том числе произведений А.С. Пушкина (1825) и гимна “Боже, царя храни” (1830-е).
Гагарин Сергей Сергеевич (1795-1852)
князь, служил в Министерстве императорского двора, с 1827 управляющий Экспедицией Капитула русских орденов. В 1829-1833 – директор Императорских театров. При нем было создано Театральное училище (1829), открыт Александринский театр (1831).
Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)
поэт, переводчик. Тайный советник (1841), член Российской Академии наук (1818), академик Санкт-Петербургской Академии наук (1841). С 1826 наставник великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II). В 1820-1830-х квартира Жуковского – один из культурных центров Санкт-Петербурга. Постоянными посетителями его суббот были литераторы, художники, музыканты, в том числе братья Виельгорские. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Керубини Луиджи (1760-1842)
французский композитор (по происхождению итальянец), педагог, музыкально-общественный деятель. Член Института Франции. В 1822-1841 директор Парижской консерватории. Наибольшие успехи его как композитора связаны с оперой (“Лодоиска”, 1791; “Элиза”, 1794; “Два дня”, 1800, и др.).
Львов Алексей Федорович (1798-1870)
скрипач-виртуоз, композитор, дирижер, музыкальный писатель, крупнейший представитель русского скрипичного искусства 1-й половины XIX века. Выпускник Института путей сообщения (1818), с конца 1825 – адъютант А.Х. Бенкедорфа, участник русско-турецкой войны 1828-1829. Состоя на службе, не мог выступать публично, а только в салонах и музыкальных кружках. С 1835 устраивал квартетные вечера (возглавлял квартет, в который входили В.В. Маурер, Г. Вильде, Матв. Ю. Виельгорский), основатель Концертного общества в Санкт-Петербурге (1850), пропагандировавшего симфонические произведения классиков, прежде всего Л. Бетховена. По поручению императора Николая I написал музыку гимна “Молитва русского народа” на слова В.А. Жуковского, первое исполнение которого состоялось в присутствии августейших особ 23 ноября 1833. По высочайшему повелению спустя два дня гимн “Боже, царя храни” на музыку Львова исполнялся как “русский народный гимн”. В 1837-1861 – директор Придворной певческой капеллы. Внес исключительный вклад в становление отечественной школы церковного пения. Учредил при Придворной певческой капелле регентский класс.
Мордвинов Александр Николаевич (1800-1858)
граф, действительный статский советник, художник-любитель, сын Н.С. Мордвинова, адмирала, государственного и общественного деятеля. Похоронен на Лазаревском кладбище Адександро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Ольдекоп Христиан Вильгельм Август (1786/87-1845)
по происхождению немец, его родители принадлежали к коренным жителям Риги (отец – секретарь городского совета). Получил домашнее музыкальное образование. Окончил Московский университет и с 1811 начал работать учителем в школе при лютеранской церкви в Архангельске. С 1815 – в Санкт-Петербурге, служил в канцелярии министра полиции по цензуре. В 18128-1840 – цензор драматических произведений при III Отделении. Известен как переводчик и лексикограф, составитель и издатель карманного русско-немецкого и немецко-русского словаря (1824-1826). Подготовил как автор и издал на немецком языке “Русскую грамматику” и “Географию России”. Выступал также в качестве редактора и издателя периодики: в 1822-1825 – газеты “St.-Petersburgische Zeitschrift”, выходившей еженедельно по субботам и содержавшей статьи по изящной словесности, истории, географии, естественным наукам, а также отделы критики, библиографии, научных, художественных и коммерческих известий. В 1838-1845 – редактор большой газеты на немецком языке “St.-Petersburgеr Zeitung”. Имел обширный круг знакомств в театральных и коммерческих кругах.
Прокофьев Иван Васильевич
коммерции советник.
Толстой Федор Петрович (1783-1873)
граф, скульптор, медальер, окончил Академию художеств, там же преподавал 1825-1828, с 1842 профессор, в 1859-1868 вице-президент Академии художеств. Похоронен на Лазаревском кладбище Адександро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
1835
Гедеонов Александр Михайлович (1790-1867)
в составе Ямбургского драгунского полка участвовал в Отечественной войне 1812, с 1816 на гражданской службе, в 1818-1831 – член Экспедиции Кремлевских строений, В 1833-1858 - директор Императорских театров. Находясь на этом посту, провел ряд важных преобразований, в том числе – разделение театральных трупп на оперные и драматические.
Пашков Андрей Иванович (1792-1850)
генерал-майор, участник Отечественной войны 1812 года, егермейстер (1826), певец-любитель, принимал участие в концертах. С 1826 вышел в отставку. В 1840-х приобрел широчайшую известность как магнетизер, лечивший нервные болезни, имел большую практику.
Резвый Модест Дмитриевич (1806-1853)
музыковед, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук (1843). Один из основателей русской музыкальной лексикографии. Ввел в русскую музыковедческую практику ряд терминов, в том числе “лад”, “вводный тон”. В 1835-1836 главный редактор музыкального отдела энциклопедического “Лексикона” А. Плюшара (т. 1-6). Автор статей в этом и других изданиях, а также ряда музыкальных сочинений, в том числе симфоний. Был талантливым портретистом-миниатюристом (среди работ – портрет А.С. Грибоедова).
Штекгардт Роман Андреевич ((ум. 1848)
надворный советник, затем статский советник, доктор права и философии, профессор Главного педагогического института (1833) и Императорского училища правоведения (1840).
1837
Андреев Андрей Николаевич
Балабин Евгений Петрович
в 1840-1850-х столоначальник Департамента народного просвещения, знакомый В.Ф. Одоевского. Сын генерал-лейтенанта, богатого домовладельца Петра Ивановича Балабина (1776-1855), принимавшего участие во всех важных военно-морских и сухопутных операциях русского флота и армии с 1799 по 1814 год, в 1826 –начальника 1-го Округа Особого корпуса жандармов.
Волкова Елизавета Сергеевна (1814-1906)
дочь попечителя Московского университета С.А. Волкова и графини Дарьи Юрьевны, урожденной Виельгорской – сестры Михаила и Матвея Виельгорских; знакомая А.С. Пушкина.
Волконский Григорий Петрович (1808-1882)
светлейший князь, гофмейстер. В 1822 поступил на службу в Коллегию иностранных дел. В 1839 – помощник попечителя Санкт-Петербургского учебного округа.
Гийю Жозеф (1784-1853)
французский флейтист, композитор, педагог, музыкальный критик. Был придворным музыкантом, играл в оркестре Парижской оперы. Концертировал во многих странах. С 1831 работал в России. Играл в оркестре Императорских театров, выступал как критик в петербургской периодической печати, а также как лектор. Издавал журнал “L’artiste russe” (“Русский артист”, СПб., 1846-1847). Автор произведений для флейты, а также либретто оперы “Бьянка и Гуальтьеро” А.Ф. Львова (1844, Дрезден).
Глинка Михаил Иванович (1804-1857)
композитор, родоначальник русской классической музыки. В 1820-х завоевал популярность как пианист и певец. К этому же времени относятся его первые камерно-инструментальные, оркестровые и вокальные произведения. Особенно ярко дарование композитора проявилось в жанре романса. Написанные им оперы – “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”, 1836) и “Руслан и Людмила” (1842) открыли классический период в русской опере и положили начало ее основным направлениям: народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. В 1837-1839 – капельмейстер Придворной певческой капеллы. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Келлер Иоанн Фридрих
капельмейстер Немецкой оперы.
Крюднер Амалия Максимилиановна фон (1808-1881)
баронесса, урожденная Лерхенфельд. Дочь баварского посланника в Санкт-Петербурге М. Лерхенфельда, с 1825 жена дипломата барона Александра Сергеевича Крюднера (1796-1852). Во втором браке за графом Н.В. Адлербергом.
Лобанова-Ростовская Любовь Алексеевна (ум. 1874)
княжна, дочь князя Алексея Александровича Лобанова-Ростовского (1786-1848) и Александры Григорьевны, урожденной графини Кушелевой. Впоследствии жена бразильского посланника в России Рибейро да Сильва.
Лобанова-Ростовская Надежда Алексеевна
княжна, дочь князя Алексея Александровича Лобанова-Ростовского (1786-1848) и Александры Григорьевны, урожденной графини Кушелевой. С 1853 замужем за офицером английской гвардии Вильямом Румбольдом.
Маурер Людвиг Вильгельм (1789-1878)
по происхождению немец, скрипач, дирижер, композитор. После 1807 концертировал в России. Был капельмейстером крепостного оркестра В.А. Всеволожского в Москве (до 1817 и в 1832-1835), Императорских театров (с 1821; в 1851-1862 – инспектор оркестра) и оркестра Французского театра в Санкт-Петербурге (с 1835). Дирижировал также концертами Филармонического и Концертного обществ. Преподавал. Среди учеников – А.Н. Верстовский. Автор оперы “Алоиз, или ревнивый любовник” (1828, Ганновер); балетов “Шотландцы” (1836), “Тень” (1839, оба – Санкт-Петербург); 8 концертов для скрипки с оркестром.
Мейер Леопольд (1810-1882)
пианист и композитор. С 1837 жил в России.
Моден Аделаида Гавриловна (1803-1844)
графиня, по происхождению француженка. Дочь графа Гавриила Карловича де Реймонд-Моден, принявшего русское подданство в 1798, и Елизаветы Николаевны Салтыковой. Вторая жена генерала Андрея Ивановича Пашкова.
Ромберг Генрих Мария (1802-1859)
певец, происходил из известной немецкой музыкальной семьи, многие представители которой работали в России. С 1827 пел на сцене Императорской оперы в Санкт-Петербурге (позднее стал ее музыкальным директором).
Урусова Анастасия Николаевна (1809-1877)
княгиня, урожденная Бороздина, жена князя Николая Александровича Урусова, капитана лейб-гвардии Измайловского полка, адъютанта великого князя Михаила Павловича.
1839
Гензельт Адольф Львович (1814-1889)
по происхождению немец, пианист, педагог, композитор. Концертировал, с 1838 преподавал в Санкт-Петербурге, среди его учеников был В.В. Стасов. В 1872-1875 – редактор музыкального журнала “Нувеллист”, в 1887-1888 – профессор Санкт-Петербургской консерватории.
Рейнгардт Иоанн
1840
Зонтаг Генриетта (1806-1854)
(псевдоним, настоящие имя и фамилия – Гертруда Вальпургис Зоннтаг, по мужу Росси), графиня, немецкая певица (колоратурное сопрано). В 1830—х выступала в Москве и Санкт-Петербурге. В 1838-1843 жила в Санкт-Петербурге. Одна из самых прославленных певиц 1-й половины XIX века. Искусство Зонтаг высоко ценили В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, В.Ф. Одоевский, В.В. Стасов. Она исполнила главную партию на премьере оперы “Эврианта” Вебера (1823) и сольные партии в Торжественной мессе и 9-й симфонии Бетховена (1824).
1842
Лист Ференц (1811-1886)
венгерский композитор, пианист, дирижер, педагог, музыкальный писатель, общественный деятель. Начал выступать с 9-летнего возраста. В 1823-1835 жил в Париже, где развернулся его талант пианиста-виртуоза и началась педагогическая и композиторская деятельность. С конца 1830-х гастролировал как пианист и дирижер по всем странам Европы, в 1842, 1843, 1847 – в России, где познакомился с М.И. Глинкой, Мих.Ю. Виельгорским, В.Ф. Одоевским, В.В. Стасовым, А.Н. Серовым. В 1848 оставил исполнительскую карьеру и посвятил себя творческой и музыкально-просветительской деятельности. В 1848-1861 им были созданы самые значительные произведения, в том числе 2 две симфонии, 12 симфонических поэм, 2 фортепианных концерта и др. До конца своих дней продолжал бесплатные занятия с учениками, воспитав свыше 300 пианистов из разных стран.
Лукаш
дворянин в Вене.
Шуман Клара (1819-1896)
урожденная Вик, немецкая пианистка, композитор, педагог, дочь и ученица немецкого музыкального педагога Ф. Вика, жена Р. Шумана. Ее игру ценили И.В. Гете, Ф. Шопен, Н. Паганини. Ф. Лист. Первая исполнительница многих произведений Р. Шумана и И. Брамса. С 1832 гастролировала во многих странах (в России в 1844 и 1864). Автор музыкальных произведений, в 1878-1892 преподавала игру на фортепиано в консерватории во Франкфурте-на-Майне.
1844
Делер Теодор (1814-1856)
австрийский пианист, композитор, ученик К. Черни. Его исполнительский репертуар включал собственные виртуозные фантазии на темы популярных итальянских опер. В 1840-х жил в России. Автор оперы, салонных фортепианных пьес, романсов.
1846
Шереметев Дмитрий Николаевич (1803-1871)
граф, действительный статский советник, камергер, гофмейстер, личный друг императора Александра II, музыкальный деятель – Шереметевская хоровая капелла считалась одним из лучших хоровых коллективов в России. Меценат и благотворитель: являлся попечителем Странноприимного дома, содержал Невскую богадельню в Санкт-Петербурге, учреждал пенсии, пособия, стипендии. Похоронен в Лазаревской усыпальнице Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Шереметева Анна Сергеевна (1810-1849)
графиня, жена Д.Н. Шереметева.
1847
Берлиоз Гектор (1803-1869)
французский композитор, дирижер, музыкальный критик, писатель. Член Института Франции (1856). В 1826-1830 учился в Парижской консерватории. К окончанию консерватории Берлиоз был автором ряда зрелых произведений, в том числе “Фантастической симфонии” (1830). 1830-1840-е годы – период наибольшей творческой активности композитора. Среди сочинений этих лет - симфонии “Гарольд в Италии” (1834), опера “Бенвенуто Челлини” (1837), Реквием (1837), драматическая симфония “Ромео и Джульетта” (1839), “Траурно-триумфальная симфония” (1846). Его творчество нашло горячий отклик у прогрессивной части слушателей, но буржуазно-аристократической публике оно было чуждо. Отсюда провал оперы “Бенвенуто Челлини”, поставленной в 1838 году в Париже. Материальная необеспеченность, стремление найти отзывчивую аудиторию вынуждали Берлиоза гастролировать в качестве дирижера с исполнением преимущественно собственных сочинений. Триумфальными были его выступления в Санкт-Петербурге и Москве (1847, 1867-1868). Берлиоз-дирижер обладал большим артистизмом. Наряду с Р. Вагнером он заложил основы современной школы дирижирования. Дирижерскому искусству посвящен его трактат “Дирижер оркестра” (1856; русский перевод – 1912, Москва). Как музыкальный критик Берлиоз в 1823-1864 систематически публиковал статьи, посвященные широкому кругу музыкально-эстетических проблем и явлений.
Ферзинг Вильгельм
оперный и камерный певец, бас. В 1838 поступил в труппу санкт-петербургской Немецкой оперы.
Эрнст Генрих Вильгельм (1814-1865)
чешский скрипач, композитор. Выступал с 9-летнего возраста, с 1839 – во многих странах Европы (в России в 1847). С 1855 жил в Лондоне, возглавлял струнный квартет Бетховенского общества. Один из лучших исполнителей произведений Н. Паганини (выступал вместе с ним в 1837 в Марселе). Автор “Патетического концерта” для скрипки с оркестром и ряда других произведений, многие из которых поныне входят в репертуар скрипачей.
1849
Кушелев Григорий Григорьевич (1802-1855)
граф, второй сын Григория Григорьевича Кушелева, генерал-лейтенант, вице-директор, затем директор Артиллерийского департамента, член Военного совета.
Потемкин Александр Михайлович (1787-1872)
предводитель санкт-петербургского дворянства. Его жена Татьяна Борисовна, урожденная княжна Голицына, была известна всей России своей благотворительной деятельностью. В течение 30 лет состояла председательницей Санкт-Петербургского дамского тюремного комитета, жертвовала много средств на нужды православной церкви. Дом Потемкиных на Миллионной улице в столице, куда стекалась вся петербургская знать, был полон также странников и монашествующих, за которых она неустанно хлопотала, пользуясь родством с министром духовных дел князем А.Н. Голицыным.
1850
Гризи Джульетта (1811-1869)
итальянская певица. В 1828-1861 пела на оперных сценах Италии и других стран (с 1834 солистка “Театр Итальен” в Париже в 1850-1852 выступала в Санкт-Петербурге. Исполняла как сопрановые, так и меццо-сопрановые партии. Представительница искусства бельканто, одна из крупнейших певиц XIX века. Ее талант высоко ценили Дж. Россини и другие композиторы.
Марио Джованни (1810-1883)
(настоящие имя и фамилия -- Джованни Маттео ди Кандиа), итальянский певец (тенор). В 1838-1873 пел (нередко с женой – певицей Дж. Гризи) театрах Италии и других стран, в том числе в России, в Итальянской опере в Санкт-Петербурге (1849-1853, 1870). Один из крупнейших певцов XIX века, славился как вокальными, так и сценическими данными.
Тамбурини Антонио (1800-1876)
итальянский певец (баритон). В 1818-1855 пел на оперных сценах Италии и других стран, в том числе России (в 1843-1852 в Санкт-Петербурге, в 1849-1852 также в Москве). Мастер искусства бельканто. Исполнял как драматические, так и комические партии. Прославился в партии Дон Жуана.
Энгельгардт Василий Павлович (1828-1915)
ученый-астроном, музыкальный деятель, друг М.И. Глинки. Глинка подарил Энгельгардту свои рукописи (в 1867 переданы последним в Императорскую публичную библиотеку). Окончил Училище правоведения в Санкт-Петербурге. Открыл несколько малых созвездий. Свою обсерваторию завещал Казанскому университету (Казанская обсерватория им. В.П. Энгельгардта). Почитатель А.В. Суворова, один из создателей музея великого полководца в Санкт-Петербурге.
1851
Вьетан Генри (1820-1881)
бельгийский скрипач, композитор, педагог. Выступал с 7-летнего возраста. В 1838 и в 1860 гастролировал в Санкт-Петербурге и Москве, в 1838-1840 и в 1845-1852 работал в России. Встречался с М.И. Глинкой, А.С. Даргомыжским и другими русскими музыкальными деятелями. Автор 7 виртуозных концертов для скрипки с оркестром (особенно выделяется 4-й концерт, созданный в России).
Дамке Бертольд (1812-1875)
немецкий пианист, дирижер, музыкальный критик. Был дирижером в ряде немецких городов. В 1845-1855 работал в Санкт-Петербурге, концертировал как пианист и дирижер, печатался в журналах “Библиотека для чтения”, “Отечественные записки”, в газете “Санкт-Петербургские ведомости” и др. С 1859 жил в Париже, преподавал музыкально-теоретические предметы в консерватории. Являлся постоянным иностранным корреспондентом некоторых санкт-петербургских журналов и газет. Автор ряда музыкальных сочинений.
Мейербер Джакомо (1791-1864)
(настоящие имя и фамилия - Якоб Либман Бер), композитор, пианист, дирижер. Жил в Германии, Италии, Франции. Писал музыку для театров этих стран. Создал стиль большой героико-романтической оперы - многоактного представления, отличавшегося монументальностью, драматизмом, героическим пафосом, романтичностью, красочностью, декоративностью, использованием больших оркестра и хора, включением балетных номеров. Среди главных его сочинений – “Роберт-Дъявол” (1830), “Гугеноты” (1835), “Пророк” (1849; в России шла под названием “Осада Гента”), “Африканка” (1864). Стиль большой оперы Мейербера оказал большое воздействие на французскую и другие национальные школы XIX века. Его влияние испытали Г. Доницетти, Р. Вагнер, Дж. Верди, отчасти – А.Н. Серов и П.И. Чайковский.
Рубини Джованни Батиста (1794-1854)
итальянский певец (тенор). Вначале был хористом, с 1815 – солист в театрах Италии. Пел на сценах многих европейских театров (в России в 1843-1847 и в 1847); преимущественно исполнял героические партии.
Шпор Людвиг (1784-1859)
немецкий композитор, скрипач, дирижер, педагог. Ученик Ф. Экка. В 1817-1819 – директор оперного театра во Франкфурте-на-Майне. В 1821 основал музыкальное общество Св. Цецилии (Дрезден). С1822 жил в Касселе (с 1847 – генерал-музик-директор). Как скрипач-виртуоз выступал в странах Европы, в том числе в России. Создал одну из первых романтических опер (“Фауст”, 1816, Прага), один из основоположников немецкой скрипичной школы XIX века, изобрел подбородник для скрипки. Одним из первых ввел практику дирижирования палочкой.
Шульц Георг (1793-1865)
арфист, артист Императорских театров.
1852
Киреев А.Д.
управляющий конторой Императорских театров.
1853
Адлерберг Владимир Федорович (1790/91-1884)
по происхождению швед, граф, участник Отечественной войны 1812, генерал-адъютант, в 1856-1870 министр Императорского двора и уделов. Похоронен на Волковском православном кладбище.
Виардо-Гарсиа Полина (1821-1910)
певица (меццо-сопрано), дочь и ученица М. Гарсии, занималась у Ф. Листа. С 1839 – солистка Итальянской оперы в Париже. Выступала в оперных театрах и в концертах во многих странах (в России неоднократно с 1843). Оставив сцену в 1863, преподавала. В том числе в Парижской консерватории. Близкая знакомая И.С. Тургенева.
Рашель (1821-1858)
(настоящие имя и фамилия – Элиза Рашель Феликс), французская актриса, из бедной еврейской семьи. В детстве пела песенки на улицах Парижа. В 1837 дебютировала в театре “Жимназ”. Брала уроки театрального мастерства у видного драматического актера и педагога Ж.И. Сансона. В 1838 дебютировала в “Комеди Франсез”, приобрела широкую популярность. С ее искусством связано возрождение классицизма на французской сцене в 1840-х. Основу репертуара Рашель составляли роли в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера. Со второй половины 1840-х гастролировала в разных странах, в 1853-1854 – в России. В 1855 оставила сцену.
1854
Барщов П.
управляющий конторой Императорских театров.
Вильде Густав
статский советник, в 1830-х выступал как альтист в составе квартета, возглавляемого А.Ф. Львовым.
Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869)
композитор, музыкально-общественный деятель. Получил домашнее музыкальное образование. Под влиянием знакомства с М.И. Глинкой (1835) избрал путь композитора. Первая же написанная им опера “Эсмеральда” (1847) обнаружила драматический дар автора, достигший новых высот в опере “Русалка” (1855), ознаменовавшей рождение жанра народно-бытовой психологической музыкальной драмы. Даргомыжский -- автор ряда известных романсов и песен. В 1859 избран членом комитета Русского музыкального общества (с 1867 – председатель его Санкт-Петербургского отделения), участвовал в разработке проекта первой в России консерватории. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Демидов Анатолий Николаевич (1812-1870)
князь Сан-Донато, представитель семьи горнозаводчиков, землевладельцев, меценатов и благотворителей, действительный статский советник, гофмейстер и действительный камергер; жил, в основном, за границей. Основал в Санкт-Петербурге вместе с братом, известным благотворителем П.Н. Демидовым, Демидовский дом призрения трудящихся – филантропическое заведение для малоимущих, пожертвовав для этой цели 500 тысяч рублей, и Николаевскую детскую больницу (200 тысяч рублей).
Одоевский Владимир Федорович (1804-1869)
князь, писатель, философ, музыковед. Один из основателей и председатель (1823-1825) первого в России философского кружка – Общество любомудрия. Участвовал в организации Русского музыкального общества (1859; являлся его почетным членом), Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. Один из основоположников русского классического музыковедения, автор работ о русских и зарубежных композиторах и исполнителях, о русской народной музыке, древнерусском церковном пении; разрабатывал музыкально-теоретические и эстетические проблемы.
Рубинштейн Антон Григорьевич (1829-1894)
пианист, композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. В 1839 впервые выступил как пианист в публичном концерте в Москве. В 1840-1843 совершил концертное турне по крупнейшим западноевропейским городам. В 1848-1854 концертировал как пианист и дирижер в Санкт-Петербурге (главным образом с исполнением собственных произведений), в 1854-1858 – за рубежом, где общался с Ф. Листом, оказавшим большое влияние на развитие пианизма Рубинштейна. Завоевал славу одного из величайших пианистов мира. Большое просветительское значение имели организованные им циклы так называемых Исторических концертов, прошедшие в 1885-1886 в России и в ряде европейских стран, в которых Рубинштейн показал эволюцию фортепианной музыки от истоков до сочинений современных ему русских композиторов. С конца 1850-х активно занимался музыкально-общественной деятельностью. По его инициативе были созданы Певческая академия (1858), Русское музыкальное общество (1859), первая в России Санкт-Петербургская консерватория (1862). В 1862-1867 и в 1887-1891 был ее профессором и директором. В 1880-х разработал проекты организации в России общедоступных концертов и оперных спектаклей, государственных правительственных консерваторий, музыкального воспитания в школах. По инициативе Рубинштейна был основан Международный конкурс пианистов и композиторов (1890, Санкт-Петербург; проводился каждые 5 лет до 1910 в Берлине, Вене, Париже, Санкт-Петербурге). Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Толстой Феофил Матвеевич (1810-1881)
(псевдоним Ростислав), граф, русский музыкальный критик, литератор, композитор, певец-любитель. С 1851 печатался в периодических изданиях, в том числе в газетах “Северная пчела”, “Голос”, “Санкт-Петербургские ведомости”, “ в журнале “Отечественные записки”. Со 2-й половины 1860-х - член совета Главного управления по делам печати. Многие его работы посвящены оперному искусству. Писал оперы, романсы. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
1858
Александрова-Кочетова Александра Доримедонтовна (1833-1902)
(урожд. Соколова, в замужестве Кочетова, по сцене Александрова), певица (лирико-драматическое сопрано), педагог. В 1865-1878 пела в Большом театре. Выступала и как камерная певица (часто в ансамбле с А.Г. Рубинштейном). В 1866-1880 – профессор Московской консерватории. Автор ряда романсов. Чайковский посвятил ей романс “И больно, и сладко”.
Бернард Матвей Иванович (1794-1871)
музыкальный издатель, педагог, пианист, композитор, ученик Дж. Филда. Владелец музыкального магазина. Среди сочинений - опера “Ольга – дочь изгнанника” (1845, СПБ), фортепианные пьесы, романсы. Его магазин, открывшийся в 1831 в доме Энгельгардта, был на протяжении своей деятельности лучшим из подобных торговых заведений. Позже он размещался в других домах Невского проспекта (№ 13, 10, 32) под названием “Северный трубадур”. У Бернара был особенно широкий выбор всевозможных нот. Сам музыкант, учитель игры на фортепиано, М.И. Бернар широко развернул музыкально-издательскую деятельность, которая продолжалась более сорока лет. В 1840 году он основал ежемесячный журнал “Нувеллист”, выходивший вплоть до 1917 года. Для этого журнала Бернар предложил П.И. Чайковскому написать 12 фортепианных миниатюр – по одной в каждый номер, подсказав при этом названия пьес. Так в течение 1877 года был написан и напечатан цикл “Времена года”, вскоре завоевавший большую популярность. Значение Бернара для отечественной музыки современники сравнивали со значением Смирдина для русской литературы. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
Герке Антон Августович (1812-1870)
по происхождению поляк, из известной семьи музыкантов, пианист, педагог, музыкальный деятель. Ученик Дж. Филда. С 1832 концертировал в Санкт-Петербурге и за границей. Был придворным пианистом, служил также в императорских театрах. Один из учредителей Симфонического общества в Санкт-Петербурге (1840). Преподавал, среди его учеников – М.П. Мусоргский; в 1862 –1870 – профессор Санкт-Петербургской консерватории.
Лешетицкая Анна Карловна (1829-1903)
урожденная Фридебург, камерная певица (контральто), педагог, жена пианиста Теодора (Федора) Лешетицкого. Родилась в Санкт-Петербурге в семье врача, с детских лет проявила яркие музыкальные способности. Обратила на себя внимание великой княгини Елены Павловны, которая взяла ее в 7-летнем возрасте на воспитание в Михайловский дворец. В 1848 окончила Мариинский институт, обучалась пению. Выступала в оперных спектаклях с итальянскими певцами. Неоднократно музицировала с А.Г. Рубинштейном. С 1856 вместе с мужем концертировала по городам России и в Европе. Участвовала в создании Русского музыкального общества (1859), выступала (до 1863) в его концертах. Закончила выступления в 1891. С 1871 вела педагогическую деятельность, давала частные уроки, преподавала в музыкальных школах. Похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Сабуров Андрей Иванович (1797-1866)
гофмейстер, в 1858-1862 директор Императорских театров.
Шувалов Петр Андреевич (1827-1889)
граф, служил в лейб-гвардии Конном полку, с 1857 генерал-майор, в 1857-1860 санкт-петербургский обер-полицмейстер, с 1872 – генерал от кавалерии, в 1866-1873 - шеф жандармов и главный начальник III Отделения, затем русский посол в Лондоне (1874-1879). Ближайший советник императора Александра II.
Юргенс Андрей Федорович (ум. 1887)
тайный советник, управляющий конторой Императорских театров.
1861
Мусин-Пушкин Михаил Николаевич (1795-1862)
граф, действительный тайный советник и сенатор, попечитель Санкт-Петербургского и Казанского учебных округов.
Неруда Вильма (1839-1911)
чешская скрипачка, дочь органиста Й. Неруды. Концертировала с детства. Была руководителем лондонского струнного квартета. Неоднократно гастролировала в России (под фамилиями Норман-Неруда и Халле). В 1860-х преподавала в Шведской королевской музыкальной академии. С 1900 жила в Берлине.
1862
Борх Александр Михайлович (1805-1867)
граф, церемониймейстер, в 1862-1867 директор Императорских театров.
Качка Андрей Яковлевич (ум. 1880)
действительный статский советник, затем тайный советник, похоронен на Волковском лютеранском кладбище.
Кениг-Толлерт Александр Густавович (ум. 1880)
по происхождению немец, доктор философии, режиссер Немецкого театра в Санкт-Петербурге.
Стелловский Федор Тимофеевич (1826-1875)
издатель музыкальных и литературных произведений, торговец нотами и книгами, типограф. В 1853 открыл в Санкт-Петербурге музыкальный магазин и нотное издательство. В 1850-х приобрел издательства И.К. Пеца (Петца), В.Д. Деноткина и др. и стал крупнейшим музыкальным издателем в России. Активный пропагандист русской музыки, в первую очередь сочинений М.И. Глинки. В 1857 приобрел право собственности на все его сочинения. Впервые напечатал партитуры лучших русских опер: “Иван Сусанин”, “Руслан и Людмила” Глинки, “Русалка” А.С. Даргомыжского и др., издал множество романсов русских композиторов и популярные произведения зарубежных композиторов (В.А. Моцарта, Дж. Верди, К. Вебера и др.). В 1860-х, продолжая выпускать музыкальные произведения, издавал сочинения современных русских беллетристов (Л.Н. Толстого, А.Ф. Писемского, Ф.М. Достоевского). Был издателем периодики: “Музыкальный и театральный вестник” (1858-1860), газета “Русский мир” (1860-1862) и еженедельник “Якорь” (1863-1865). Фирма Стелловского просуществовала до 1886 года.
Федоров Павел Степанович (1803-1879)
драматург. Дебютировал в 1830 водевилем “Мир с турками”. Главным образом переделывал на русский лад французские водевили и комедии. Его пьесы с успехом шли на сценах Александринского и Малого театров. Написал 74 пьесы, из них только 17 оригинальных. В 1853-1879 – начальник репертуарной части Императорских театров и управляющий Санкт-Петербургским театральным училищем.
1863
Вагнер Рихард  (1813-1883)
немецкий композитор, дирижер, драматург, музыкальный писатель. Воспитывался в артистической семье, с ранних лет увлекался театром. В 1834-1839 - капельмейстер в оперных театрах Магдебурга, Кенигсберга, Риги. В 1839-1842 жил в Париже, где познакомился с Г. Берлиозом, Ф. Листом и Дж. Мейербером. В 1843 – дирижер Придворной оперы в Дрездене. В 1859-1863 совершил ряд концертных турне по Европе (Великобритания, Франция, Германия, Россия). Автор многих опер, среди которых “Летучий голландец” (1841), “Тангейзер” (1845), “Лоэнгрин” (1848), “Тристан и Изольда” (1859), тетралогия “Кольцо нибелунга” (1854-1874), ряда симфоний, увертюр, маршей, фортепианных и вокальных сочинений. Крупнейший оперный композитор-новатор XIX века.
1864
Щербатов Григорий Алексеевич (1819-1881)
князь, действительный статский советник. В 1838 окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и был направлен во II Отделение Собственной канцелярии. В 1839-1842 – служил в армии, вышел в отставку, работал в Министерстве внутренних дел. В 1850 назначен попечителем Санкт-Петербургского учебного округа. Во время обороны Севастополя в 1854-1855 воевал в ополчении, затем вернулся к прежней должности. В 1863-1866 – петербургский губернский предводитель дворянства, председатель Цензурного комитета, куратор Санкт-Петербургского университета.
1866
Литке Федор Петрович (1797-1882)
граф, военно-морской деятель, мореплаватель, географ, адмирал, генерал-адъютант, почетный член (1855) и президент (1864-1881) Санкт-Петербургской Академии наук. Один из инициаторов создания Русского географического общества (впоследствии Императорского), его первый вице-председатель (1845-1850, 1857-1872) и фактический руководитель, объединил вокруг себя многих выдающихся людей своего времени. Похоронен на Волковском лютеранском кладбище.
Промбергер Иоганн
по происхождению немец, пианист, преподаватель Придворной певческой капеллы.
1867
Венявский Генрик (1835-1880)
польский скрипач, педагог, композитор. Ученик Л.Ж. Массара. Племянник известного в России книгоиздателя М.О. Вольфа. В 1860-1872 – придворный солист, руководитель и участник квартета Русского музыкального общества. Один из крупнейших скрипачей–виртуозов XIX века. Как композитор обогатил скрипичный репертуар, особенно в области жанровой скрипичной пьесы и художественного этюда. В 1862-1868 профессор Санкт-Петербургской консерватории. Имя Венявского носят международные конкурсы (скрипачей – с 1835 в Варшаве, с 1952 – в Познани; с 1957 – также композиторов и скрипичных мастеров).
1868
Вианези Август
Кальцолари Энрико (1823-1888)
итальянский певец (тенор), С 1845 пел на оперных сценах Италии и других стран (в 1853-1875 в Итальянской опере в Санкт-Петербурге). В 1870-1875 преподавал в Санкт-Петербургской консерватории.
1872
Кучбах К.А.
в 1869/70-1874/75 профессор Санкт-Петербургской консерватории по классу фагота, артист Императорских театров
1873
Ауэр Леопольд Семенович (1845-1930)
скрипач, педагог, дирижер. Родился в Венгрии, в 1868-1917 жил в России. Скрипач-виртуоз, много концертировал, пропагандировал русскую музыку. В 1868 –1906 возглавлял струнный квартет Санкт-Петербургского отделения Русского музыкального общества, в 1883-1895 (с перерывами) дирижер симфонических собраний Русского музыкального общества. Крупнейший педагог, в 1868-1917 – профессор Санкт-Петербургской консерватории.
Давыдов Карл Юльевич (1838-1889)
виолончелист, композитор, дирижер, педагог. Ученик А.И. Шмита и К.Б. Шуберта. С 1852 концертировал в России и за рубежом как солист, впоследствии и как ансамблист (в 1862-1887 участник квартета Санкт-Петербургского отделения Русского музыкального общества), а также дирижер. В 1862-1882 солист и концертмейстер Итальянской оперы в Санкт-Петербурге, в 1862-1887 профессор Санкт-Петербургской консерватории (в 1876-1887 также ее директор). Глава русской классической виолончельной школы 2-й половины XIX века. Автор опер, симфонической поэмы “Дары Терека”, 4 концертов и других сочинений.
Патти Аделина (1843-1919)
итальянская певица (колоратурное сопрано). Еще ребенком исполняла на концертной эстраде оперные арии. С 1859 пела на оперных сценах многих стран (в России неоднократно в 1869-1877), в 1898-1914 – в концертах. Крупнейшая певица XIX века, обладала виртуозной вокальной техникой. Ее выступления сопровождались триумфальным успехом.
Эверарди Камилло (1825-1899)
(настоящие имя и фамилия – Камилл Франсуа Эврар), итальянский певец (бас-баритон) и педагог. В детстве выучился игре почти на всех оркестровых инструментах, пел в церковном хоре. Учился в Льежской, затем в в Парижской консерваториях. В 1851-1857 пел на оперных сценах крупнейших городов Италии, а также в Париже, Брюсселе, Будапеште, Вене. В 1857-1868 и в 1870-1874 – солист Итальянской оперной труппы санкт-петербургских театров. В 1870—1880 - преподаватель Санкт-Петербургской консерватории (с 1881- профессор), в 1890-1897 – Музыкального училища в Киеве, с 1898 - Московской консерватории. Обладал исключительным педагогическим талантом.
1874
Ниссен-Саломан Генриетта (1819-1879)
по происхождению шведка, певица (сопрано), педагог. С 1860 жила в России. Ученица Ф. Шопена и М. Гарсии. С 1843 выступала во многих странах. С 1860 преподавала в Санкт-Петербурге, в 1862-1872 и с 1878 профессор Санкт-Петербургской консерватории.
Рубинштейн Николай Григорьевич (1835-1881)
пианист, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Брат А.Г. Рубинштейна. Окончил юридический факультет Московского университета (1855). Впервые выступил в концерте как пианист в 1846. Один из крупнейших пианистов 2-й половины XIX века, концертировал преимущественно в Москве. Пропагандист русской музыки, один из лучших исполнителей (зачастую первый) многих произведений П.И. Чайковского, который посвятил ему ряд своих сочинений. Один из инициаторов создания Московского отделения Русского музыкального общества (с 1860 его председатель и дирижер симфонических концертов), организатор Музыкальных классов при Русском музыкальном обществе, преобразованных в 1866 в Московскую консерватория (до конца жизни ее профессор и директор).
1887
Чайковский Петр Ильич (1840-1893)
композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Окончил Училище правоведения в Санкт-Петербурге (1859), служил в Министерстве юстиции (до 1863). С 1861 занимался в Музыкальных классах Русского музыкального общества, преобразованных в 1862 в Санкт-Петербургскую консерваторию, которую закончил в 1865 по классу сочинения у А.Г. Рубинштейна. В 1866-1878 профессор Московской консерватории, среди его учеников – С.И. Танеев. С 1885 – директор Московского отделения Русского музыкального общества. С конца 1880-х много выступал как дирижер в России и за рубежом. В творчестве Чайковского, в котором ведущими были опера и симфония, представлены почти все музыкальные жанры. Был избран членом-корреспондентом французской Академии изящных искусства (1892), почетым доктором Кембриджского университета (1893). С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
1889
Воронцов-Дашков Илларион Иванович (1837-1916)
граф, государственный деятель, генерал-адъютант (1875), личный друг императора Александра III. Принимал участие в военных действиях на Кавказе (1817-1864) и в Туркестане (1865). С 1874 – начальник штаба Гвардейского корпуса и одновременно член Главного комитета по устройству и образования войск и совета Главного управления казначейства. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878. В 1881-1897 – министр Императорского двора и уделов.
Всеволожский Иван Александрович (1835-1909)
тайный советник, обер-гофмейстер директор Императорских театров в 1881-1899, директор Эрмитажа. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
1890
Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908)
композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижер. В 1859-1860 брал уроки у пианиста Ф.А. Канилле. Выпускник санкт-петербургского Морского корпуса. С 1861 член музыкального кружка “Могучая кучка”. В 1860-х творческая индивидуальность Римского-Корсакова проявилась в программных инструментальных произведениях, затем он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве. 15 опер Римского-Корсакова, среди которых “Майская ночь” по Н.В. Гоголю (1879), “Снегурочка” по А.Н. Островскому (1881), “Царская невеста” (1898) и другие, демонстрируют разнообразие жанровых решений: былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия. Творчество Римского-Корсакова ярко национально: композитор использовал в своих произведениях подлинные образцы музыкального фольклора. С 1871 профессор Санкт-Петербургской консерватории, в 1873-1874 инспектор духовых оркестров Морского ведомства (1873-1894), возглавлял Беляевский кружок (с 1882) (см. Беляев М.П.). Важное просветительское значение имела дирижерская деятельность Римского-Корсакова, пропагандировавшего произведения русских композиторов. Создатель композиторской школы, Римский-Корсаков воспитал более 200 композиторов, дирижеров, музыковедов. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
1899
Балакирев Милий Алексеевич (1836/37-1910)
композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. С 1855 жил в Санкт-Петербурге, где выступал как пианист. В начале 1860-х объединил вокруг себя кружок молодых композиторов, вошедший в историю музыки под названием “Могучая кучка”. Один из основателей и руководителей Бесплатной музыкальной школы (1868-1873 и 1881-1908), дирижировал ее концертами, с 1867-1869 – симфоническими концертам Русского музыкального общества, возглавлял Придворную певческую капеллу (1883-1894). Большое внимание уделял собиранию и изучению русской народной песни. Основа творчества Балакирева – инструментальная музыка, преимущественно программная, и романсы. Произведения Балакирева вошли в русскую музыкальную классику XIX века. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Беляев Митрофан Петрович (1836-1903/04)
музыкальный деятель, нотоиздатель. Богатый лесопромышленник, меценат, своей художественно-просветительской деятельностью способствовал развитию русской музыки. В его доме 1880-1890-х годах проходили собрания петербургских композиторов – так называемые Беляевские пятницы. В этот кружок, возглавляемый Н.А. Римским-Корсаковым, входили преимущественно его ученики, в том числе Ф.М. и С.М. Блуменфельды, Я. Витол, А.К. Глазунов, А.К. Лядов и другие. Учредил Глинкинские премии (1884), оставил фонд для них, организовал в Санкт-Петербурге общедоступные Русские симфонические концерты (1885-1918), на которых исполнялись (часто впервые) произведения отечественных авторов, и Русские квартетные вечера (1891), основал издательство “М.П. Беляев” в Лейпциге с нототорговой базой в Санкт-Петербурге. Председатель Санкт-Петербургского общества камерной музыки (с 1898), устраивал ежегодные конкурсы с присуждением премий за лучшее камерно-инструментальное произведение (с 1892). Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Глазунов Александр Константинович (1865-1936)
композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель, ученик Н.А. Римского-Корсакова. С 1888 выступал как дирижер в России и за рубежом. С 1899 профессор, с 1906 по 1928 - ректор Санкт-Петербургской консерватории. Почетный вице-президент Русского симфонического общества в Великобритании (1906), почетный доктор Кембриджского и Оксфордского университета (1907). Один из крупнейших русских композиторов конца XIX-начала XX века. В его творческом наследии одно из основных мест принадлежит симфонической музыке разных жанров. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Танеев Александр Сергеевич (1850-1918)
В 1873 поступил на службу в Гражданский кассационный департамент Сената в чин коллежского секретаря. В 1874 – младший помощник столоначальника законодательного отделения этого департамента Министерства юстиции. С 1875 – член совета Дома призрения бедных детей в Санкт-Петербурге. С 1875 – титулярный советник, с 1876 – камер-юнкер, затем действительный статский советник (1885), камергер (1886), обер-гофмейстер (1906). С 1890-х и до конца жизни состоял в руководящих должностях разнообразных благотворительных комитетов, в том числе попечительства о домах трудолюбия и работных домах, а также приютов. Композитор любитель, обучался музыке за границей и у Н.А. Римского-Корсакова и А.А. Петрова. Дядя композитора С.И. Танеева. Автор оперы “Месть Амура” (1905), музыки к опере “Метель” (1914), 2 симфоний, мазурок, сюит, 3 струнных квартетов и других произведений. Состоял председателем песенной комиссии Императорского Русского географического общества, один из директоров Императорского Русского музыкального общества, председатель и вице-председатель многих музыкальных обществ.
1902
Климченко Андроник Михайлович (1831-1909)
тайный советник. С 1892 заведующий хозяйственной частью Кабинета его императорского величества, с 1904 его управляющий, член дирекции Русского музыкального общества (с 1905). Похоронен на Митрофаниевском кладбище в Санкт-Петербурге.
Кюи Цезарь Антонович (1835-1918)
генерал-лейтенант, композитор, музыкальный критик, инженер-генерал, специалист в области фортификации. С 1857 преподаватель, затем профессор Военно-инженерной академии в Санкт-Петербурге. Некоторое время занимался композицией у С. Монюшко. В 1864-1900 выступал как музыкальный критик, был постоянный сотрудник газеты “Санкт-Петербургские ведомости”, журнала “Музыкальное обозрение”, печатался во многих периодических изданиях. В 1896-1904 один из директоров Санкт-Петербургского отделения Русского музыкального общества. Автор 14 опер, музыки для детей, романсов. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Никиш Артур (1855-1922)
венгерский дирижер. В1874-1877 скрипач Придворного Венского оркестра), в 1882-1889 дирижер Оперного театра в Лейпциге, преподаватель в Лейпцигской консерватории (1902-1907), руководитель Бостонского симфонического оркестра (1889-1893), оркестра Гевендхауза (с 1895), одновременно Берлинского филармонического оркестра, Оперного театра в Будапеште, Гамбургского филармонического оркестра. С 1899 неоднократно гастролировал в России. Один из крупнейших дирижеров своего времени. Сыграл важную роль в пропаганде музыки П.И. Чайковского в Европе и Америке. Автор кантаты, оркестровых сочинений, струнного квартета и других произведений.
Теляковский Владимир Аркадьевич (1860/61-1924)
театральный деятель, В 1901-1917 директор Императорских театров.
Штакельберг Константин Карлович (1848-1925)
барон, генерал-майор, музыкальный общественный деятель. В 1866 окончил Пажеский корпус в Санкт-Петербурге. В 1882-1897 начальник Придворного духового оркестра, в 1897-1917 начальник Придворного симфонического оркестра, с 1907 генерал-лейтенант. В 1902 организовал открытые концерты Придворного оркестра под названием “Оркестровые собрания музыкальных новостей”, в том же году на основе коллекции народных и профессиональных музыкальных инструментов, хранившихся в Эрмитаже, создал музей музыкальных инструментов (с 1940 находился в ведении Института театра, музыки и кинематографии в Ленинграде – ныне в ведении Музея театрального и музыкального искусства). В 1910-х директор Главного комитета Евангелического библейского общества в России, председатель комиссии для улучшения военных нравов в России.
1912
Зилоти Александр Ильич (1863-1945)
пианист, дирижер, музыкальный деятель, ученик Н.С. Зверева и Н.Г. Рубинштейна, совершенствовался у Ф. Листа. Концертировал как пианист в России и за рубежом. Выступал как ансамблист в трио с Л.С. Ауэром и А.В. Вержбиловичем., с Э. Изаи и П. Касальсом. Был главным дирижером Московского филармонического общества (1901-1902), учредил и проводил в Санкт-Петербурге ежегодные циклы симфонических (1903-1913) и камерных (так назваемые «Концерты Зилоти») концертов. В них участвовали крупнейшие дирижеры, инструменталисты, певцы. В 1888-1891 профессор Московской консерватории (класс фортепиано). Среди учеников – С.В. Рахманинов (двоюродный брат Зилоти). С 1919 жил за рубежом. Ему принадлежат редакции концертов для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского.
up