Взлет. Клавирабенд Мирослава Култышева в Вене |
С Мирославом Култышевым я познакомилась год назад, когда в рамках проекта "Петербургские сезоны в европейских столицах", который проводило Управление по туризму Санкт-Петербурга совместно с Филармоническим обществом Санкт-Петербурга, в Российском культурном центре в Вене состоялся концерт молодых музыкантов - стипендиатов Филармонического общества. Хотя все они были хороши, особое впечатление произвёл на меня Мирослав - и как музыкант, и как личность. Его облик за роялем вызвал в памяти картины прошлого, описанные в литературе, - знаменитый заезжий виртуоз играет в салоне княгини NN. Чем объяснить эту ассоциацию? Конечно, не только необычной, выразительной внешностью пианиста и его посадкой за инструментом, но, прежде всего, его отношением к музыке. Когда он играет "Трансцендентные этюды" Листа, думается, что так, может быть, играл и сам композитор, во всяком случае, он наверняка был бы доволен подобным прочтением своих произведений. Было очевидно, что этот ни на кого ни похожий музыкант достоин большой карьеры, и хотелось, чтобы она началась как-то по-особенному. Для многих победителей Международного конкурса имени Чайковского (а Мирослав Култышев стал обладателем 2-й премии Конкурса 2007 года, при том, что 1-я премия присуждена не была) именно этот конкурс стал путёвкой в жизнь. Кто-то ещё наверняка помнит триумф американского пианиста Вэна Клайберна, игравшего на родине "в ресторане за бифштекс", а после победы встреченного в США президентом Эйзенхауэром. То было счастливое сочетание: безусловный талант пианиста, воспитанного русским педагогом Розиной Левиной в Джульярдской музыкальной школе, его обаятельная внешность и, не в последнюю очередь, политика. В случае с Мирославом новый этап его музыкальной карьеры начался в прославленном Золотом зале "Музикферайна" в Вене, в концерте, организованном Филармоническим обществом Санкт-Петербурга. Дебют Мирослава Култышева в "Музикферайне" можно назвать триумфальным. Благодаря целеустремленной подготовительной работе Филармонического общества (руководитель проекта - Светлана Симонова) зал, вмещающий 1 600 человек, был практически полон, что для избалованной и капризной Вены - факт совсем не само собой разумеющийся. Шесть пьес Чайковского из опуса 72, крайне редко исполняемые и мало знакомые даже профессиональным музыкантам, были встречены искренними аплодисментами, набиравшими силу по мере развития клавирабенда. Седьмая соната Прокофьева, а затем - шесть "Трансцендентных этюдов" Листа были оценены уже настоящими овациями. Благородный риск организаторов концерта оправдался полностью, и хочется, чтобы этот взлёт превратился в долгий и счастливый звёздный полёт. Сенсационный успех концерта подтверждается прессой. Предлагаем Вашему вниманию переводы двух рецензий, одна из которых написана Карлом Лёблем, патриархом венской критики, обычно весьма скупым на похвалы. Комплимент пианисту и роялюНа сцене большого зала "Музикферайна" стоял рояль марки "Бёзендорфер". Раньше этот факт вряд ли был бы достоин упоминания, теперь это превращается почти в событие, поскольку пианисты, даже в Вене требуют "Стейнвэй", аргументируя это тем, что они они привыкли на нём играть; маркетинг фирмы блестяще организован, на этом инструменте легче демонстрировать техническое мастерство. И вот, наконец, "Бёзендорфер", который и на фортиссимо звучит не жёстко, но полнозвучно и тепло. Его механика идеально подходит для преподнесения виртуозных деталей. Кажется, что инструмент дышит вместе с исполнителем. Мне бы хотелось услышать Моцарта или Бетховена, но их произведения не были включены в программу. Мирослав Култышев, лауреат Второй премии последнего конкурса имени Чайковского (первая премия не была присуждена), исполнял поэтичные и виртуозные музыкальные полотна Листа и Чайковского и сонату Прокофьева с широким спектром эмоций - от лирики до энергичной напористости. Пианист обладает достаточной фантазией, чтобы оживить эти музыкальные полотна. Его техника совершенна, как и туше, позволяющее ему достигать дифференцированной нюансировки. Игра Мирослава Култышева отличается силой и ритмической точностью. Особо трогательно звучат нежные пассажи. Инструмент под его пальцами временами подобен оркестру. Больший комплимент, думается, невозможно сделать этому пианисту и фирме "Бёзендорфер". Он укрощает монстровЕму 22 года, но выглядит он на 16 - Мирослав Култышев, победитель Международного конкурса имени Чайковского 2007. Ему ещё предстоит завоевать большие концертные площадки. Филармоническое общество Санкт-Петербурга организовало его дебют в "Музикферайне". И музыкант доказал, что он равно владеет и русским реперуаром, и концертными монстрами Листа. Произведения Чайковского Култышев исполнял с особой элегантностью, демонстрируя прослушанное голосоведение. Интерпретация Сельмой сонаты отличалась лёгкостью; несмотря на звуковые массы, сохранялась прозрачность фактуры. Без труда одолел он и подъём на вершины виртуозной фортепианной литературы - этюды Листа из цикла "Трансцендентные". Его исполнение было целеустремлённым, гирлянды аккордов нигде не заглушали мелодимческой линии, речитативы поражали изысканностью. Чего не хватает для большой карьеры? Хладнокровия, чтобы не сгореть, обессилев, в виртуозном фейерверке, а также консультанта, который поможет молодому музыканту создать соответствующий его индивидуальности сценический облик - для современного поверхностного музыкального бизнеса это очень важно. |