Взлет. Клавирабенд Мирослава Култышева в Вене

Наталия Хольцмюллер

С Мирославом Култышевым я познакомилась год назад, когда в рамках проекта "Петербургские сезоны в европейских столицах", Мирослав Култышев который проводило Управление по туризму Санкт-Петербурга совместно с Филармоническим обществом Санкт-Петербурга, в Российском культурном центре в Вене состоялся концерт молодых музыкантов - стипендиатов Филармонического общества. Хотя все они были хороши, особое впечатление произвёл на меня Мирослав - и как музыкант, и как личность. Его облик за роялем вызвал в памяти картины прошлого, описанные в литературе, - знаменитый заезжий виртуоз играет в салоне княгини NN.

Чем объяснить эту ассоциацию? Конечно, не только необычной, выразительной внешностью пианиста и его посадкой за инструментом, но, прежде всего, его отношением к музыке.

Когда он играет "Трансцендентные этюды" Листа, думается, что так, может быть, играл и сам композитор, во всяком случае, он наверняка был бы доволен подобным прочтением своих произведений.

Афиша Венского концерта Мирослава КултышеваБыло очевидно, что этот ни на кого ни похожий музыкант достоин большой карьеры, и хотелось, чтобы она началась как-то по-особенному. Для многих победителей Международного конкурса имени Чайковского (а Мирослав Култышев стал обладателем 2-й премии Конкурса 2007 года, при том, что 1-я премия присуждена не была) именно этот конкурс стал путёвкой в жизнь. Кто-то ещё наверняка помнит триумф американского пианиста Вэна Клайберна, игравшего на родине "в ресторане за бифштекс", а после победы встреченного в США президентом Эйзенхауэром. То было счастливое сочетание: безусловный талант пианиста, воспитанного русским педагогом Розиной Левиной в Джульярдской музыкальной школе, его обаятельная внешность и, не в последнюю очередь, политика.

В случае с Мирославом новый этап его музыкальной карьеры начался в прославленном Золотом зале "Музикферайна" в Вене, в концерте, организованном Филармоническим обществом Санкт-Петербурга. Дебют Мирослава Култышева в "Музикферайне" можно назвать триумфальным. Благодаря целеустремленной подготовительной работе Филармонического общества (руководитель проекта - Светлана Симонова) зал, вмещающий 1 600 человек, был практически полон, что для избалованной и капризной Вены - факт совсем не само собой разумеющийся.

Шесть пьес Чайковского из опуса 72, крайне редко исполняемые и мало знакомые даже профессиональным музыкантам, были встречены искренними аплодисментами, набиравшими силу по мере развития клавирабенда. Седьмая соната Прокофьева, а затем - шесть "Трансцендентных этюдов" Листа были оценены уже настоящими овациями.

Благородный риск организаторов концерта оправдался полностью, и хочется, чтобы этот взлёт превратился в долгий и счастливый звёздный полёт. Сенсационный успех концерта подтверждается прессой. Предлагаем Вашему вниманию переводы двух рецензий, одна из которых написана Карлом Лёблем, патриархом венской критики, обычно весьма скупым на похвалы.

Комплимент пианисту и роялю

Карл Лёбль, газета "Osterreich"

На сцене большого зала "Музикферайна" стоял рояль марки "Бёзендорфер". Раньше этот факт вряд ли был бы достоин упоминания, теперь это превращается почти в событие, поскольку пианисты, даже в Вене требуют "Стейнвэй", аргументируя это тем, что они они привыкли на нём играть; маркетинг фирмы блестяще организован, на этом инструменте легче демонстрировать техническое мастерство. И вот, наконец, "Бёзендорфер", который и на фортиссимо звучит не жёстко, но полнозвучно и тепло. Его механика идеально подходит для преподнесения виртуозных деталей. Кажется, что инструмент дышит вместе с исполнителем. Мне бы хотелось услышать Моцарта или Бетховена, но их произведения не были включены в программу.

Мирослав Култышев, лауреат Второй премии последнего конкурса имени Чайковского (первая премия не была присуждена), исполнял поэтичные и виртуозные музыкальные полотна Листа и Чайковского и сонату Прокофьева с широким спектром эмоций - от лирики до энергичной напористости. Пианист обладает достаточной фантазией, чтобы оживить эти музыкальные полотна. Его техника совершенна, как и туше, позволяющее ему достигать дифференцированной нюансировки. Игра Мирослава Култышева отличается силой и ритмической точностью. Особо трогательно звучат нежные пассажи. Инструмент под его пальцами временами подобен оркестру. Больший комплимент, думается, невозможно сделать этому пианисту и фирме "Бёзендорфер".

Он укрощает монстров

Райнер Эльстнер, "Wiener Zeitung"

Ему 22 года, но выглядит он на 16 - Мирослав Култышев, победитель Международного конкурса имени Чайковского 2007. Ему ещё предстоит завоевать большие концертные площадки.

Филармоническое общество Санкт-Петербурга организовало его дебют в "Музикферайне". И музыкант доказал, что он равно владеет и русским реперуаром, и концертными монстрами Листа. Произведения Чайковского Култышев исполнял с особой элегантностью, демонстрируя прослушанное голосоведение. Интерпретация Сельмой сонаты отличалась лёгкостью; несмотря на звуковые массы, сохранялась прозрачность фактуры. Без труда одолел он и подъём на вершины виртуозной фортепианной литературы - этюды Листа из цикла "Трансцендентные". Его исполнение было целеустремлённым, гирлянды аккордов нигде не заглушали мелодимческой линии, речитативы поражали изысканностью.

Чего не хватает для большой карьеры? Хладнокровия, чтобы не сгореть, обессилев, в виртуозном фейерверке, а также консультанта, который поможет молодому музыканту создать соответствующий его индивидуальности сценический облик - для современного поверхностного музыкального бизнеса это очень важно.