Описание Проектов
Филармонического Общества Санкт-Петербурга
Основными направлениями работы Филармонического общества Санкт-Петербурга являются:
Музыкально-просветительская деятельность: организация и проведение симфонических, камерных и хоровых концертов;
Пропаганда высших достижений исполнительского искусства: проведениеразличных фестивалей и праздников;
Поддержка юных музыкантов – учащихся музыкальных школ Санкт-Петербурга;
Поддержка и пропаганда новой музыки: конкурсы композиторов, концерты современной музыки;
Международное сотрудничество в сфере музыкального искусства: концерты петербургских музыкантов в зарубежных странах и концерты зарубежных музыкантов в Петербурге;
Издание книг и пособий, посвященных актуальным вопросам музыкального искусства.
Музыкально-просветительская деятельность
За 25 лет своего нового существования Общество провело более 600 симфонических, хоровых и камерных концертов, в которых прозвучали сочинения более ста российских и зарубежных композиторов.
В рамках своей музыкально-просветительской деятельности Общество провело ряд монографических циклов: «Все Концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова» (2004), «Все произведения Листа для фортепиано с оркестром», «Все Концерты Моцарта для скрипки с оркестром» (2005), «Все сонаты для фортепиано и скрипки Бетховена» (2006), цикл концертов в Вене, Праге и Братиславе «Петербургские сезоны в европейских столицах» (2006), цикл концертов к 100-летию Д. Шостаковича (2006), цикл «Три века фортепианной сонаты» (2008 – 2009), цикл «Музыкальныеюбилеи – 2008», цикл «Серебряный свет» (к 200-летней годовщине со дня смерти Й. Гайдна) (2009), цикл «Джазовые академии Давида Голощекина» (2009 – 2010), цикл «И жизнь, и слезы, и любовь» (камерная лирика Сергея Рахманинова» (2009 – 2010), цикл «Очертания Шопена» (2010 – 2011), а также концерты, посвященные концерты, посвященные 200-летию со дня рождения Ференца Листа, празднование 110-летия Арама Хачатуряна, цикл «Все сонаты Бетховена» висполнении Петра Лаула, концерты, посвященные юбилеям Шумана, Оскара Питерсона, Кюи, Чайковского, Лядова. Глазунова, Мусоргского, Римского-Корсакова, циклы концертов, посвященные 125-летию со дня рождения С.С. Прокофьева и 110-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича, цикл из четырех концертов «Русское фортепианное трио».
В рамках этого направления в ближайшее время предлагаются к реализации следующие проекты:
Концерты, посвященные юбилею Филармонического общества Санкт-Петербурга (25-летию со дня возрождения и 215-летию со дня основания). В концертах прозвучит музыка композиторов – почетных членов Филармонического общества Санкт-Петербурга (Глинка, Глазунов, Чайковский, Петров и др.) в исполнении музыкантов – почетных членов Общества.
Цикл концертов-марафонов «Титаны фортепиано», в рамках которого в Большом зале Филармонии пройдут монографические концерты, посвященные фортепианному творчеству Баха, Моцарта, Шопена, Рахманинова, Листа в исполнении десяти петербургских музыкантов. Подобные концерты обычно проходят в формате общедоступных концертов в трех отделениях.
Цикл «Три века фортепианного трио», являющийся продолжением успешно прошедшего в прошлом сезоне цикла «Русское фортепианное трио». В рамках цикла состоятся пять концертов в Малом зале Филармонии, в которых прозвучит музыка известнейших европейских композиторов, написанная для фортепианного трио. Цикл будет исполнен с участием Фортепианного трио Филармонического общества Санкт-Петербурга, а также с участие других петербургских и московских музыкантов.
Пропаганда высших достижений
исполнительского искусства
Важнейшим проектом Общества в этом направлении деятельности стал ежегодный Международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира», с большим успехом проходящий с 2010 года.
Международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира» представляет собой цикл концертов, объединенных идеей демонстрации лучших мировых достижений в области камерно-оркестрового и каменно-инструментально-вокального исполнительства.
Главной задачей фестиваля является активное продвижение и популяризация неисчерпаемого пласта камерно-инструментальной и вокальной музыки России и Европы, созданной в последние четыре века.
Конкретная цель фестиваля двояка:
- представить петербургской публике российские и европейские камерные ансамбли экстра-класса, занимающие верхние строчки в рейтингах ведущих концертных агентств;
- вернуть в репертуарную афишу Петербурга шедевры камерного музыкального искусства, не часто звучащие в последние годы, а также внедрить в концертный обиход сочинения мэтров ХХ века с включением в программы сочинений авторов последних лет.
Фестиваль «Серебряная лира» в 2017 году будет состоять из 10 концертов различных камерных коллективов и солистов из Нидерландов, Японии, Грузии, Венгрии, США, Болгарии, Германии, Австрии и России.
Концерты фестиваля пройдут с 28 октября по 6 ноября 2017 года в Большом зале Филармонии (2 концерта) и в Малом зале им. М.И. Глинки (8 концертов).
Поддержка юных музыкантов
– учащихся музыкальных школ Санкт-Петербурга
С 1995-го по 2011 год, в рамках программы «Классика и будущее», принятой Филармоническим обществом совместно с Комитетом по культуре Санкт-Петербурга и Банком «Санкт-Петербург», Общество ежегодно учреждало 15 стипендий, ежемесячно выплачиваемых наиболее одаренным юным музыкантам.
Среди бывших стипендиатов Общества – ныне всемирно известные музыканты Мирослав Култышев (фортепиано) и Илья Грингольц (скрипка), а также известные петербургские исполнители Семен Климашевский (скрипка), Дмитрий Ганенко (виолончель), Александра Коробкина (скрипка) и многие другие.
В течение последних шести лет эта программа не работала - связи с прекращением финансирования Банком «Санкт-Петербург». Однако Правление Общества считает необходимым найти пути для возвращения этой программы в деятельность Филармонического общества.
Программа включает в себя ежемесячную выплату стипендий и проведение трех концертов в год с участием всех стипендиатов (один – в Большом зале Филармонии и один в Малом зале Филармонии – с оркестром, а также ежегодный отчетный концерт в Малом зале Филармонии).
Поддержка и пропаганда новой музыки
Поддержка и пропаганда новой музыки – одна из очень важных задач Филармонического общества Санкт-Петербурга.
В 2007 году был придуман и реализован Всероссийский конкурс композиторов им. Андрея Петрова. Конкурс проходил по двух номинациям – симфоническая и эстрадная музыка. Общество провело этот Конкурс дважды – в 2007 и в 2008 годах, а затем передало Фонду Андрея Петрова.
В 2015 году был учрежден новый конкурс – Всероссийский конкурс композиторов им. Д.Д. Шостаковича. Конкурс был основан в целях дальнейшего развития отечественного музыкального искусства и поддержки творчества современных российских композиторов. Конкурс прошел в 2015 и 2016 годах по следующим номинациям:
- Симфоническая и кантатно-ораториальная музыка (инструментальная и вокально-инструментальная);
- Камерная музыка (инструментальная и вокально-инструментальная);
- Хоровая музыка (a’ cappella или в сопровождении фортепиано);
- Эстрадная и джазовая музыка (оркестровая и ансамблевая, инструментальная и вокально-инструментальная).
В 2015 году компетентным жюри были выявлены лауреаты, высланы им премии и дипломы, а также проведены концерты музыки лауреатов в Большом и Малом залах Филармонии.
В 2016 году жюри также выявило лауреатов, были высланы премии и дипломы, однако, в связи с прекращением финансирования со стороны Российского Авторского Общества, концерты музыки лауреатов проведены не были.
Правление Общества считает очень важным найти возможность для продолжения этого проекта и проведения Всероссийского конкурса композиторов им. Д.Д. Шостаковича – возможно, по двум номинациям – камерная и хоровая музыка.
Международное сотрудничество
В сфере музыкального искусства
В последние годы международное сотрудничество стало одной из важнейших сфер деятельности Филармонического общества Санкт-Петербурга. При этом одинаково значимыми являются оба аспекта этого сотрудничества – пропаганда российской музыкальной культуры за рубежом и представление лучших образов зарубежного музыкального искусства в Петербурге.
На протяжении ряда лет Общество организовывало концерты петербургских музыкантов – большей частью молодых и юных в различных европейских городах. Вершиной этой деятельности был концерт бывшего стипендиата Общества пианиста Мирослава Култышева в знаменитом Золотом зале «Музикферайн».
Работа по представлению российских музыкантов за рубежом привела к созданию проекта «Петербургские сезоны в европейских столицах», который был реализован при поддержке Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга.
В целях развития международного направления деятельности Общества было бы целесообразным возобновить столь перспективней проект, в первую очередь направленный на пропаганду российской культуры за рубежом.
Проект «Петербургские сезоны в европейских столицах» - задуман как постоянно действующий международный проект, направленный на пропаганду Петербурга как одного из крупнейших культурных, и в первую очередь музыкальных центров Европы, путем представления петербургского исполнительского искусства силами молодых петербургских музыкантов в различных европейских странах.
Основные задачи проекта:
- пропаганда Петербурга как одного из крупнейших музыкально-культурных центров Европы;
- представление молодых петербургских музыкантов в лучших концертных залах Европы;
- осуществление постоянного, планомерного присутствия Санкт-Петербурга, петербургской культуры в культурном пространстве Европы;
- привлечение внимания к петербургской культуре как важному компоненту по обеспечению туристической привлекательности Санкт-Петербурга.
Стоимость проекта зависит от залов, в которых будут проходить концерты проекта, но на начальном этапе это могли бы быть залы Российских культурных центров за рубежом, и тогда вопрос аренды залов бы не стоял. Концерты могли бы проходить один раз в четыре месяца – один раз в «сезон».
Вторым аспектом международного направления деятельности Общества является представление лучших образцов мирового музыкального искусства в Петербурге. Новым проектом в этом отношении мог бы стать новый международный фестиваль трио – «ТриоФест», подобного которому в мире еще нет.
Особенность проекта состоит в том, что трио могут быть очень разными – от классических до джазовых и эстрадных, таким образом, такой фестиваль может стать неординарным событием не только в сфере классической музыки, но и музыки современной и привлечь новых слушателей в концертные залы.
Издание книг и пособий, посвященных
актуальным вопросам музыкального искусства
Издание книг и различных пособий, связанных с музыкальным искусством изначально занимало большое место в работе Филармонического общества Санкт-Петербурга. Среди самых известных изданий – первая в России книга о Мстиславе Ростроповиче (автор – С.М. Хентова), сборник статей «Юрий Темирканов. Штрихи к портрету», фотоальбом «Рудольф Нуреев», сборник статей «Четыре слова про Андрея Петрова», Энциклопедический словарь юного музыканта, несколько книг известного петербургского музыковеда Леонида Гаккеля, книги о джазе, пять томов издания «111» («111 опер», «111 симфоний», «111 увертюр, симфонических поэм, сюит и картин», «111 балетов и забытых опер» и «111 ораторий, кантат и вокальных циклов»).
В числе важных изданий – книга «Филармоническое общество Санкт-Петербурга». История и современность», описывающая историю создания и деятельности Общества с момента создания в 1802 году и вплоть до 200-летнего юбилея Общества, отмеченного в 2002 году. В 2009 году была издана книга «Очерк деятельности Филармонического общества Санкт-Петербурга. 2002 – 2007».
Сейчас готова к изданиюкнига «Очерк деятельности Филармонического общества Санкт-Петербурга. 2008 – 2012, которую необходимо выпустить к юбилейным торжествам, которые состоятся в октябре 2017 года.
Книга – 296 стр., ч/б фотографии по тексту, ч/б вкладки фотографий.
Переплет – твердый.