По-русскиIn English

ФЕСТИВАЛЬ «СЕРЕБРЯНАЯ ЛИРА» 2018

Фестиваль «Серебряная лира», проходивший с 26 октября по 2 ноября в двух залах Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Шостаковича, уверенно приближается к лучшим европейским фестивалям камерной музыки. Ведущих музыкантов мира привлекает возможность выступить на всемирно знаменитых филармонических площадках Петербурга, для взыскательной публики северной столицы.

Все чаще в концертных программах фестиваля объединяются гости и петербургские музыканты. Подобные выступления, на подготовку которых сжатый график гастрольного пребывания позволяет выделить минимум репетиционного времени, особенно ярко передают дух совместного творчества, тонизирующий музыкантов, и всегда интересны слушателям.

Открытие фестиваля покорило обаянием молодости и мастерства. Фортепианный дуэт из Нидерландов, Лукас (24 года ) и Артур (21 год) Йуссен, несмотря на юный возраст музыкантов, имеет мировое признание, выступает в самых престижных залах мира. Камерный оркестр «Singolo Orchestra» , в составе которого объединились молодые музыканты, работающие в различных коллективах города, тоже молод. Он создан в 2009 году, с 2013 года постоянным дирижером оркестра является тоже молодой музыкант Ярослав Забояркин.

Симфонии для струнных До мажор К.Ф.Э. Баха молодой темперамент оркестрантов и дирижера придал дополнительную свежесть звучания. Очень яркое впечатление произвели Вальсы для струнного оркестра А. Шенберга. Фортепианный дуэт великолепно исполнил Концерт для двух фортепиано до минор И.С.Баха и Концерт для двух фортепиано № 10 Ми-бемоль мажор Моцарта. Покорил в высшей степени эстетичный звук пианистов, в пассажах, украшениях подобный журчанию бисера, выразительный интонационный диалог, полный одновременно и естественной простоты, и изысканности.

Столь же впечатляющим примером фестивального сотрудничества стал еще один концерт, на который был заявлен в программе венгерский виолончелист Иштван Вардаи. В последний момент музыкант не смог приехать. Но организаторам фестиваля удалось найти достойную замену. Тоже венгерский виолончелист Ласло Феньо, живущий в Германии, вошел в мировую элиту виолончелистов после триумфа на международном конкурсе имени Пабло Казальса, заслужив похвалу таких мэтров, как Мстислав Ростропович, Наталья Гутман и Курт Мазур. В экстремальной ситуации Ласло вместе с прекрасной петербургской пианисткой Ингой Дзекцер образовали удивительный по музыкантскому «созвучию» дуэт, и исполненная ими программа, в которой прозвучали произведения Бетховена, Шуберта, Чайковского, Яначека, Кодаи, стала для слушателей незабываемым музыкальным впечатлением.

Струнный квартет Белградской филармонии представил очень интересную и разнообразную программу. Квартет №4 Д. Шостаковича был исполнен музыкантами с глубоким пониманием всех сложных содержательных нюансов музыки великого композитора. Интересная партитура Струнного квартета фа-мажор Мориса Равеля дала возможность проявиться мастерству каждого музыканта квартета, а Квартет № 15 Бетховена был сыгран так вдохновенно, что вызвал благодарное браво в зале.

Alban Berg Ensemble Wien (Австрия) погрузил нас в мир позднего романтизма (Фортепианный квартет Малера, Трио для фортепиано, кларнета и виолончели ля минор, op. 114 Брамса). Кроме этого, ансамбль открыл слушателям произведение малоизвестного австрийского композитора Эрика Корнгольда (Сюита для фортепиано (для левой руки), двух скрипок и виолончели, op.23) , в котором отчетливо ощущается влияние киномузыки, в сфере которой композитор много лет работал в Голливуде.

Выступление Барочного ансамбляD’Accordo из Азербайджана, на мой взгляд, стало одним из самых ярких впечатлений фестиваля. В ансамбле два потрясающих солиста -Фарида Мамедова (сопрано, солистка Азербайджанского Академического театра оперы и балета) и Ильхам Назаров (контратенор), обладатель божественного тембра голоса. Думается, восторженный прием, который устроила публика музыкантам, был чрезвычайно важен для самого коллектива, так как ансамбль пока преимущественно выступает внутри своей страны и участие в столь престижном фестивале, как петербургская «Серебряная лира» – это значимое событие в творческой жизни коллектива.

Направление Classical Crossover, построенное на синтезе классики и джаза, было представлено на фестивале двумя коллективами. Георг Брайншмид с ансамблем ZAP (Австрия) играет обработки произведений известных композиторов разных эпох (Баха , Вивальди, Генделя, Фрэнка Заппы), а так же собственные сочинения. Темы классических произведений становятся здесь только тематическим поводом для импровизационной фантазии музыкантов. Когда это делается так искусно, как продемонстрировали участники ансамбля, импровизации начинают обладать завораживающей силой.

Завершавший фестиваль концерт Turtle Island Quartet (струнный джазовый квартет, США), стал еще одним примером сотрудничества с петербургскими музыкантами. Легендарный петербургский джазовый мульти-инструменталист Давид Голощёкин деликатно подсветил на вибрафоне композиции квартета. Американские музыканты, имеющие академическое и джазовое образование, продемонстрировали высочайшую культуру звука и заразительную свободу искусства джазовой импровизации. Музыкантам удалось «разогреть», покорить серьезную публику Большого зала филармонии и поставить яркую точку в большом музыкальном празднике камерной музыки.

Елена Истратова,
«Санкт-Петербургский музыкальный вестник»