Philharmonic Society of St. Petersburg Филармоническое общество Санкт-Петербурга Philharmonic Society of St. Petersburg Philharmonic Society of St. Petersburg Philharmonic Society of St. Petersburg In English

ПАМЯТИ ВИКТОРА ЛЕБЕДЕВА

Не стало Вити Лебедева, композитора Виктора Михайловича Лебедева, автора музыки к сотне фильмов и спектаклей. Ушел талантливейший человек из когорты блистательных рафинированных творцов-ленинградцев (Бродский, Уфлянд, Авербах, Алексей Герман...), которые сверкнули своим свободным шестидесятничеством и еще в те, ныне далекие, времена показали высший класс молодой питерской арт-школы. Когда Виктор Лебедев садился за рояль, казалось, что быть виртуозом легко и просто. Его мелодии восхищали.
Читать дальше>>

Достойнейшее приношение

Один из давних журналистских жанров – жанр рецензии – сегодня явно не в чести у нынешних средств массовой информации. Единственное исключение – специализированные издания, посвященные тому виду искусства, которому издание и служит. Таково веяние времени, и никто не знает, сколь долго это положение вещей продлится.
Тем не менее, в каждом виде искусства – театре, музыке, кино, архитектуре, живописи – и сегодня происходят события, требующие безотлагательного журналистского осмысления и оценки. К таким событиям, на мой взгляд, относится и один из ноябрьских концертов, прошедший в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. А именно - концерт-приношение нынешних Почетных членов Филармонического общества Санкт-Петербурга Петру Ильичу Чайковскому - одному из Почетных членов Санкт-Петербургского филармонического общества, удостоившемуся этого звания в далеком 1887 году.
Читать дальше>>

Да здравствует «онлайн»!

Шесть месяцев тому назад мы рассказали о необычном начинании Филармонического общества нашего города, а именно - о большом цикле камерных мини концертов, которые должны были быть записаны на видео в квартирах музыкантов, а затем представлены не только на собственном сайте, но и на канале Общества в YouTube,а также в социальных сетях Facebook и ВКонтакте.
Пришло время подвести итоги этого, сразу скажем, удачного эксперимента. И главное, быть может, во всем этом оказалось то, что все без исключения «наполеоновские» замыслы организаторов оказались, на удивление, успешно реализованными.
Читать дальше>>

А музы в гости к нам онлайн

Практически все пресловутые англицизмы – «шопинг», «допинг», «сэйл», «ритейл», «батл», «промоушен» и тому подобные выражения, как-то незаметно вошедшие в нашу жизнь,поначалу вызывали немалое раздражение. Затем, устоявшись, вошли в привычку, и постепенно из молодежного сленга тихонько перекочевали не только в повседневную устную речь, но и – о ужас! - в литературный язык.
Хорошо это или плохо, покажет будущее. Но уже сегодня следует признать, что два подобных выражения – «онлайн» и «оффлайн» – в последнее время прочно вошли в обиход, причем прежде всего в обиход культурный. Виной тому не что иное, как коронавирусная пандемия. Опасность заражения доселе неизвестной болезнью заставила организаторов театральной и музыкальной жизни города искать пути перехода от «живых» спектаклей и концертов, то есть «оффлайн», к их виртуальному представлению, иначе - «онлайн».
Читать дальше>>

СЛОНИМСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Скончался Сергей Михайлович Слонимский – композитор, имя которого при жизни стояло в ряду классиковотечественной музыки, самых ярких представителей петербургской композиторской школы. Среди современных композиторов трудно назвать мастера, который был столь же успешен и в музыкальном театре, и в симфонических полотнах, и в камерных жанрах – от романсов и вокальных циклов до сонат и инструментальных ансамблей. Широту и многообразие художественных поисков композитора являют его оперы и балеты – от античного «Икара» до романтического «Волшебного ореха», от навеянной русским фольклором «Виринеи» до балладной «Марии Стюарт», от «Видений Иоанна Грозного» и шекспировских «Гамлета» и «Короля Лира» до «Мастера и Маргариты» по Булгакову…Слонимского всегда отличало умение выбрать верный путь к слушательской аудитории в пространстве от самой изощренной композиторской техники до «новой простоты».
Читать дальше>>

Успешный дебют

Сольный вечер в Малом зале им. М.И. Глинки – событие для любого, даже признанного всеми артиста. Сольный же дебют в этом прославленном и без сомнения одном из лучших камерных залов мира – событие вселенского масштаба. От того, как он пройдет подчас зависит вся дальнейшая карьера молодого музыканта.
Сразу скажем: дебютный вечер молодой певицы, солистки Академии молодых певцов Мариинского театра Цветаны Омельчук удался. Обладающая красивым, на редкость подвижным меццо-сопрано большого диапазона, певица предстала перед публикой и в барочном, и в современном репертуаре.
Читать дальше>>

Два вечера в «Колизей Арене»

Как-то в начале февраля, проходя мимо, я невольно остановился у двух стендов с двигающейся афишей. Мое внимание привлекло название достаточно известной в городе организации – «Филармонического общества Санкт-Петербурга», анонсирующего два своих концерта в этом зале. «Что делает общество рафинированных меломанов в «Колизей Арене?» - задался я вполне логичным вопросом, и решил сходить на оба предлагаемых концерта. И сразу же скажу: не прогадал!
Читать дальше>>

Концерт российских и немецких музыкантов

Творческие контакты студентов художественных вузов разных стран – не редкость в наше время. И все же, конструктивные контакты такого рода, венчающиеся подлинным творческим событием – явление не частое. Весьма удачным примером подобного контакта может, без сомнения, служить камерный концерт, состоявшийся в январе нынешнего года в Малом зале имени М.И. Глинки.
Организованный Филармоническим обществом нашего города в сотрудничестве с двумя высшими музыкальными учебными заведениями России и Германии – Санкт-Петербургской консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова и Высшей школой музыки города Вюрцбурга, концерт оставил яркие художественные впечатления и продемонстрировал чрезвычайно высокий профессиональный уровень камерного исполнительства у студентов двух стран.
Читать дальше>>

Дух Шумана

Такая отвратительная погода, какой она, пожалуй, только в Петербурге и бывает,– промозглая, отягченная непрекращающимся дождем и порывистым ветром, кажется, совершенно не располагала к тому, чтобы высунуть нос на улицу. Вероятно, так же посчитала и часть той публики, что обычно заполняет филармонические залы, оставшись дома и не собрав аншлаг на концерте немецкого «Форе-квартета», состоявшемся в Малом зале филармонии под эгидой Х международного фестиваля камерного исполнительства «Серебряная лира».
Эти, оставшиеся у домашних очагов и масляных радиаторов, конечно, не узнают, но поприсутствовавшие на фестивальном вечере уверенно согласятся, что концерт стал украшением тусклой октябрьской афиши Петербурга.
Читать дальше>>

Бетховенский марафон Лаула, Коробова, ГАСО и Филармонического общества Санкт-Петербурга

Марафон – это дистанция, длинной 42 километра и 195 метров. Говорят, что многие могут ее пробежать. Но только немногие – с удовольствием.
Исполнить 5 Концертов Бетховена для фортепиано с оркестром – это пианистический марафон. Пианист, заявляющий такую программу, должен обладать прежде всего, выносливостью и мощью, не говоря уже о личностном масштабе. Наше время порождает пианистов такого уровня и такой степени дерзновенности. В апреле 2014 года Алексей Володин с Даниилом Райскиным исполнили такую программу за один вечер на Третьей сцене Мариинского театра; Элисо Вирсаладзе с Ариэлем Цукерманом и Израильским камерным оркестром сыграли бетховенский марафон в июне этого года в Израиле. Но то, что было исполнено вечером 27 сентября 2019 года в БЗФ Петром Лаулом и Государственным симфоническим оркестром Санкт-Петербурга под управлением Феликса Коробова, - было исполнено, прежде всего, с удовольствием.
Читать дальше>>

Листовский марафон

Когда 8 апреля 1842 года великий Ференц Лист сыграл в Петербургском зале Дворянского собрания, когда публика все еще неистовствовала, двое учащихся Училища правоведения стремглав бросились после концерта домой, чтобы написать друг другу письма и выразить чувства, переполнявшие их. Это были будущий великий музыкальный и художественный критик Владимир Васильевич Стасов и будущий гениальный русский композитор Александр Николаевич Серов.
Читать дальше>>

В культуре – сила России

День России в Большом зале Санкт-Петербургской государственной филармонии отметили концертом, организованным «Интерпроект Санкт-Петербург» и поддержанным Комитетом по культуре города. Программу из шедевров русской классической музыки исполнил Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под руководством Заслуженного артиста России Александра Титова.
Читать дальше>>

Фестиваль «Серебряная лира» 2018

Фестиваль «Серебряная лира», проходивший с 26 октября по 2 ноября в двух залах Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Шостаковича, уверенно приближается к лучшим европейским фестивалям камерной музыки. Ведущих музыкантов мира привлекает возможность выступить на всемирно знаменитых филармонических площадках Петербурга, для взыскательной публики северной столицы.
Читать далее>>

Петр Лаул о цикле фортепианных сонат Бетховена
Интервью Артема Елекоева с петербургским пианистом Петром Лаулом

Фортепианные сонаты создавались Бетховеном на протяжении всей жизни: первые были написаны еще в юношеском возрасте, а последняя завершена незадолго до смерти. В репертуаре выдающихся музыкантов они появляются уже в первой половине XIX века, но, вероятно, первым великим исполнителем Бетховена был Ференц Лист. В 1832 году сонаты включил в свой репертуар Феликс Мендельсон, затем их играли Клара Шуман, Антон Рубинштейн, Ганс фон Бюлов, Адольф фон Гензельт, Шарль Алькан и многие другие знаменитые пианисты. Все 32 сонаты Бетховена стали исполнять в циклах и записывать на диски преимущественно в XX веке.
Читать далее>>

Тридцать два вопроса – и один ответ: Ольга Скорбященская о концертном цикле «Все фортепианные сонаты Бетховена» в исполнении Петра Лаула

В течение 2015 года, а точнее – в течение семи фортепианных вечеров, состоявшихся в петербургском Малом зале имени М.И. Глинки с января по декабрь этого года, произошло событие, равного которому трудно найти на всех концертных афишах не только Санкт-Петербурга, но и других музыкальных столиц России и мира. В исполнении известного петербургского пианиста Петра Лаула прозвучали все 32 фортепианные сонаты Людвига ван Бетховена. Инициатором этого бетховенского марафона выступило Филармоническое общество Санкт-Петербурга, поддержанное Комитетом по культуреСанкт-Петербурга. Инициативу петербургского Общества поддержали и две общероссийские организации – недавно созданный Российский Музыкальный Союз и Национальный Фонд Поддержки Правообладателей.
Читать далее>>

Памяти Вана Клиберна. Прощание с легендой

Пришедшее 27 февраля 2013 года горчайшее известие о кончине Вана Клиберна отнюдь не вызвало какой-то уж особенной реакции ни наших СМИ, ни наших музыкальных мэтров. Мир музыкантов, в общем, не перевернулся. Как говорится, жаль, но что поделаешь: почтенный все же возраст, 79-й год, да и болезнь нешуточная – рак костей. Как водится, информационные каналы напомнили о том, что это был талантливейший пианист, когда-то, в 58-м сумевший одержать победу на 1-м конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве. По телевизору продемонстрировали несколько известных фотографий 55-летней давности, с которых улыбался обаятельнейший молодой человек с пышной шевелюрой; скупо выложили коротенькие, чудом сохранившиеся видео-фрагменты его выступлений. Припомнили и то, что этот весьма юный музыкант невольно послужил тогда снижению немалой напряженности между США и СССР. Вот, пожалуй, и все. Но почему так скупо? Почему?!
Читать далее>>