Philharmonic Society of St. Petersburg Филармоническое общество Санкт-Петербурга Philharmonic Society of St. Petersburg Philharmonic Society of St. Petersburg Philharmonic Society of St. Petersburg In English

Достойнейшее приношение

Один из давних журналистских жанров – жанр рецензии – сегодня явно не в чести у нынешних средств массовой информации. Единственное исключение – специализированные издания, посвященные тому виду искусства, которому издание и служит. Таково веяние времени, и никто не знает, сколь долго это положение вещей продлится.
Тем не менее, в каждом виде искусства – театре, музыке, кино, архитектуре, живописи – и сегодня происходят события, требующие безотлагательного журналистского осмысления и оценки. К таким событиям, на мой взгляд, относится и один из ноябрьских концертов, прошедший в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. А именно - концерт-приношение нынешних Почетных членов Филармонического общества Санкт-Петербурга Петру Ильичу Чайковскому - одному из Почетных членов Санкт-Петербургского филармонического общества, удостоившемуся этого звания в далеком 1887 году.
Читать дальше>>

Да здравствует «онлайн»!

Шесть месяцев тому назад мы рассказали о необычном начинании Филармонического общества нашего города, а именно - о большом цикле камерных мини концертов, которые должны были быть записаны на видео в квартирах музыкантов, а затем представлены не только на собственном сайте, но и на канале Общества в YouTube,а также в социальных сетях Facebook и ВКонтакте.
Пришло время подвести итоги этого, сразу скажем, удачного эксперимента. И главное, быть может, во всем этом оказалось то, что все без исключения «наполеоновские» замыслы организаторов оказались, на удивление, успешно реализованными.
Читать дальше>>

А музы в гости к нам онлайн

Практически все пресловутые англицизмы – «шопинг», «допинг», «сэйл», «ритейл», «батл», «промоушен» и тому подобные выражения, как-то незаметно вошедшие в нашу жизнь,поначалу вызывали немалое раздражение. Затем, устоявшись, вошли в привычку, и постепенно из молодежного сленга тихонько перекочевали не только в повседневную устную речь, но и – о ужас! - в литературный язык.
Хорошо это или плохо, покажет будущее. Но уже сегодня следует признать, что два подобных выражения – «онлайн» и «оффлайн» – в последнее время прочно вошли в обиход, причем прежде всего в обиход культурный. Виной тому не что иное, как коронавирусная пандемия. Опасность заражения доселе неизвестной болезнью заставила организаторов театральной и музыкальной жизни города искать пути перехода от «живых» спектаклей и концертов, то есть «оффлайн», к их виртуальному представлению, иначе - «онлайн».
Читать дальше>>

СЛОНИМСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Скончался Сергей Михайлович Слонимский – композитор, имя которого при жизни стояло в ряду классиковотечественной музыки, самых ярких представителей петербургской композиторской школы. Среди современных композиторов трудно назвать мастера, который был столь же успешен и в музыкальном театре, и в симфонических полотнах, и в камерных жанрах – от романсов и вокальных циклов до сонат и инструментальных ансамблей. Широту и многообразие художественных поисков композитора являют его оперы и балеты – от античного «Икара» до романтического «Волшебного ореха», от навеянной русским фольклором «Виринеи» до балладной «Марии Стюарт», от «Видений Иоанна Грозного» и шекспировских «Гамлета» и «Короля Лира» до «Мастера и Маргариты» по Булгакову…Слонимского всегда отличало умение выбрать верный путь к слушательской аудитории в пространстве от самой изощренной композиторской техники до «новой простоты».
Читать дальше>>

Успешный дебют

Сольный вечер в Малом зале им. М.И. Глинки – событие для любого, даже признанного всеми артиста. Сольный же дебют в этом прославленном и без сомнения одном из лучших камерных залов мира – событие вселенского масштаба. От того, как он пройдет подчас зависит вся дальнейшая карьера молодого музыканта.
Сразу скажем: дебютный вечер молодой певицы, солистки Академии молодых певцов Мариинского театра Цветаны Омельчук удался. Обладающая красивым, на редкость подвижным меццо-сопрано большого диапазона, певица предстала перед публикой и в барочном, и в современном репертуаре.
Читать дальше>>

Два вечера в «Колизей Арене»

Как-то в начале февраля, проходя мимо, я невольно остановился у двух стендов с двигающейся афишей. Мое внимание привлекло название достаточно известной в городе организации – «Филармонического общества Санкт-Петербурга», анонсирующего два своих концерта в этом зале. «Что делает общество рафинированных меломанов в «Колизей Арене?» - задался я вполне логичным вопросом, и решил сходить на оба предлагаемых концерта. И сразу же скажу: не прогадал!
Читать дальше>>

Концерт российских и немецких музыкантов

Творческие контакты студентов художественных вузов разных стран – не редкость в наше время. И все же, конструктивные контакты такого рода, венчающиеся подлинным творческим событием – явление не частое. Весьма удачным примером подобного контакта может, без сомнения, служить камерный концерт, состоявшийся в январе нынешнего года в Малом зале имени М.И. Глинки.
Организованный Филармоническим обществом нашего города в сотрудничестве с двумя высшими музыкальными учебными заведениями России и Германии – Санкт-Петербургской консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова и Высшей школой музыки города Вюрцбурга, концерт оставил яркие художественные впечатления и продемонстрировал чрезвычайно высокий профессиональный уровень камерного исполнительства у студентов двух стран.
Читать дальше>>

Дух Шумана

Такая отвратительная погода, какой она, пожалуй, только в Петербурге и бывает,– промозглая, отягченная непрекращающимся дождем и порывистым ветром, кажется, совершенно не располагала к тому, чтобы высунуть нос на улицу. Вероятно, так же посчитала и часть той публики, что обычно заполняет филармонические залы, оставшись дома и не собрав аншлаг на концерте немецкого «Форе-квартета», состоявшемся в Малом зале филармонии под эгидой Х международного фестиваля камерного исполнительства «Серебряная лира».
Эти, оставшиеся у домашних очагов и масляных радиаторов, конечно, не узнают, но поприсутствовавшие на фестивальном вечере уверенно согласятся, что концерт стал украшением тусклой октябрьской афиши Петербурга.
Читать дальше>>

Бетховенский марафон Лаула, Коробова, ГАСО и Филармонического общества Санкт-Петербурга

Марафон – это дистанция, длинной 42 километра и 195 метров. Говорят, что многие могут ее пробежать. Но только немногие – с удовольствием.
Исполнить 5 Концертов Бетховена для фортепиано с оркестром – это пианистический марафон. Пианист, заявляющий такую программу, должен обладать прежде всего, выносливостью и мощью, не говоря уже о личностном масштабе. Наше время порождает пианистов такого уровня и такой степени дерзновенности. В апреле 2014 года Алексей Володин с Даниилом Райскиным исполнили такую программу за один вечер на Третьей сцене Мариинского театра; Элисо Вирсаладзе с Ариэлем Цукерманом и Израильским камерным оркестром сыграли бетховенский марафон в июне этого года в Израиле. Но то, что было исполнено вечером 27 сентября 2019 года в БЗФ Петром Лаулом и Государственным симфоническим оркестром Санкт-Петербурга под управлением Феликса Коробова, - было исполнено, прежде всего, с удовольствием.
Читать дальше>>

Листовский марафон

Когда 8 апреля 1842 года великий Ференц Лист сыграл в Петербургском зале Дворянского собрания, когда публика все еще неистовствовала, двое учащихся Училища правоведения стремглав бросились после концерта домой, чтобы написать друг другу письма и выразить чувства, переполнявшие их. Это были будущий великий музыкальный и художественный критик Владимир Васильевич Стасов и будущий гениальный русский композитор Александр Николаевич Серов.
Читать дальше>>

В культуре – сила России

День России в Большом зале Санкт-Петербургской государственной филармонии отметили концертом, организованным «Интерпроект Санкт-Петербург» и поддержанным Комитетом по культуре города. Программу из шедевров русской классической музыки исполнил Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под руководством Заслуженного артиста России Александра Титова.
Читать дальше>>

Фестиваль «Серебряная лира» 2018

Фестиваль «Серебряная лира», проходивший с 26 октября по 2 ноября в двух залах Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Шостаковича, уверенно приближается к лучшим европейским фестивалям камерной музыки. Ведущих музыкантов мира привлекает возможность выступить на всемирно знаменитых филармонических площадках Петербурга, для взыскательной публики северной столицы.
Читать далее>>

Петр Лаул о цикле фортепианных сонат Бетховена
Интервью Артема Елекоева с петербургским пианистом Петром Лаулом

Фортепианные сонаты создавались Бетховеном на протяжении всей жизни: первые были написаны еще в юношеском возрасте, а последняя завершена незадолго до смерти. В репертуаре выдающихся музыкантов они появляются уже в первой половине XIX века, но, вероятно, первым великим исполнителем Бетховена был Ференц Лист. В 1832 году сонаты включил в свой репертуар Феликс Мендельсон, затем их играли Клара Шуман, Антон Рубинштейн, Ганс фон Бюлов, Адольф фон Гензельт, Шарль Алькан и многие другие знаменитые пианисты. Все 32 сонаты Бетховена стали исполнять в циклах и записывать на диски преимущественно в XX веке.
Читать далее>>

Тридцать два вопроса – и один ответ: Ольга Скорбященская о концертном цикле «Все фортепианные сонаты Бетховена» в исполнении Петра Лаула

В течение 2015 года, а точнее – в течение семи фортепианных вечеров, состоявшихся в петербургском Малом зале имени М.И. Глинки с января по декабрь этого года, произошло событие, равного которому трудно найти на всех концертных афишах не только Санкт-Петербурга, но и других музыкальных столиц России и мира. В исполнении известного петербургского пианиста Петра Лаула прозвучали все 32 фортепианные сонаты Людвига ван Бетховена. Инициатором этого бетховенского марафона выступило Филармоническое общество Санкт-Петербурга, поддержанное Комитетом по культуреСанкт-Петербурга. Инициативу петербургского Общества поддержали и две общероссийские организации – недавно созданный Российский Музыкальный Союз и Национальный Фонд Поддержки Правообладателей.
Читать далее>>

Памяти Вана Клиберна. Прощание с легендой

Пришедшее 27 февраля 2013 года горчайшее известие о кончине Вана Клиберна отнюдь не вызвало какой-то уж особенной реакции ни наших СМИ, ни наших музыкальных мэтров. Мир музыкантов, в общем, не перевернулся. Как говорится, жаль, но что поделаешь: почтенный все же возраст, 79-й год, да и болезнь нешуточная – рак костей. Как водится, информационные каналы напомнили о том, что это был талантливейший пианист, когда-то, в 58-м сумевший одержать победу на 1-м конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве. По телевизору продемонстрировали несколько известных фотографий 55-летней давности, с которых улыбался обаятельнейший молодой человек с пышной шевелюрой; скупо выложили коротенькие, чудом сохранившиеся видео-фрагменты его выступлений. Припомнили и то, что этот весьма юный музыкант невольно послужил тогда снижению немалой напряженности между США и СССР. Вот, пожалуй, и все. Но почему так скупо? Почему?!
Читать далее>>