Philharmonic Society of St. Petersburg Филармоническое общество Санкт-Петербурга Philharmonic Society of St. Petersburg Philharmonic Society of St. Petersburg Philharmonic Society of St. Petersburg In English

Достойнейшее приношение


Один из давних журналистских жанров – жанр рецензии – сегодня явно не в чести у нынешних средств массовой информации. Единственное исключение – специализированные издания, посвященные тому виду искусства, которому издание и служит. Таково веяние времени, и никто не знает, сколь долго это положение вещей продлится.

Тем не менее, в каждом виде искусства – театре, музыке, кино, архитектуре, живописи – и сегодня происходят события, требующие безотлагательного журналистского осмысления и оценки. К таким событиям, на мой взгляд, относится и один из ноябрьских концертов, прошедший в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. А именно - концерт-приношение нынешних Почетных членов Филармонического общества Санкт-Петербурга Петру Ильичу Чайковскому - одному из Почетных членов Санкт-Петербургского филармонического общества, удостоившемуся этого звания в далеком 1887 году.

Приуроченный к 180-летию со дня рождения великого композитора и перенесенный на нынешний ноябрь с приснопамятного мая, этот концерт не оставил равнодушным ни одного из многочисленных слушателей. И не удивительно: в программе, составленной исключительно из камерных сочинений Чайковского, выступили ярчайшие представители нынешнего отряда петербургских музыкантов. Достаточно назвать имена пианистов Петра Лаула и Мирослава Култышева, певицы Олеси Петровой и джазового мультиинструменталиста Давида Голощекина, чтобы представить уровень исполнительского мастерства, представленного в этот вечер.

К сожалению, в связи с болезнью из программы выпал скрипач Илья Иофф, который должен был выступить в ансамбле с пианистом Станиславом Соловьевым. Но даже в этом несколько усеченном виде программа произвела сильнейшее впечатление.

Должную торжественную ноту концерту придало и вручение Дипломов Почетного члена нынешнего Филармонического общества прославленной певице меццо-сопрано Олесе Петровой (избранной несколько лет тому назад, но не сумевшей вовремя получить Диплом в связи со своими многочисленными зарубежными гастролями) и пианисту Станиславу Соловьеву, единодушно избранному в Почетные члены Общества за поистине артистический подвиг, совершенный им в двух концертах только что минувшего фестиваля «Серебряная лира», где он успешно заменил двух заболевших коллег.

Что же касается собственно программы вечера и ее воплощения, то трудно выделить кого-то из участников. Все без исключения - а кроме названных артистов, в концерте приняли участие Почетные члены Общества, входящие в состав Фортепианного трио, – пианист Дмитрий Павлий, скрипач Игорь Золотарев и виолончелист Никита Зубарев, а также джазовые музыканты – гитарист ГасанБагиров, контрабасист Вадим Михайлов, пианист Николай Сизов и ударник Виктор Щербин, входящие в состав артистов ансамбля под руководством Давида Голощекина. – были на должной высоте.

Шесть фортепианных пьес из разных опусов Чайковского (Три пьесы из цикла «Воспоминания о Гапсале», опус.2; Две пьесы из опуса 40 и Вальс из опуса 72) были исполнены Петром Лаулом столь совершенно, что даже далекие от профессионального отношения к фортепианному искусству люди не могли не ощутить, что перед ними – Мастер. Что уж говорить о подлинных ценителях – они были в восторге.

Четыре известнейших романса композитора – «Спи, дитя», «Нет, только тот, кто знал», «Забыть так скоро» и «Ни слова, одруг мой» Олеся Петрова в ансамбле с Дмитрием Павлием не просто спела, а поистине сыграла, как подлинно драматическая актриса. И это соединение блистательного вокала с драматическим мастерством, столь редкое на нынешней концертной эстраде, не могло оставить никого равнодушным. Публика просто взорвалась от выражения восторженных чувств.

Прекрасно - и в смысле музыкального прочтения, и со стороны присутствия в исполнении должного академизма – прозвучали в исполнении Фортепианного трио «Песня без слов», «Баркарола» и всем известный Вальс из музыки к балету «Спящая красавица». Мирослав Култышев, открывший второе отделение концерта, поразил необыкновенной свободой прочтения четырех популярнейших пьес из 51 опуса. И «Сентиментальный вальс», и «Ната-вальс», и «Полька», и «Салонный вальс» прозвучали в этот раз отнюдь не как салонные пьесы, а как живописнейшие музыкальные зарисовки преданного поклонника великого композитора.

Завершился вечер изумительными джазовыми фантазиями Давида Голощекина на знаменитую валторновую тему из Пятой симфонии, и не менее знаменитую мелодию «Старинной французской песенки» из Детского альбома. Соединение мелодики Чайковского с трогательно бережными импровизациями всех участников ансамбля, мастерство владения не только вибрафоном, но и теноровым саксофоном самого маэстро, общее понимание джазменами того, что настоящей музыке подвластны все без исключения жанры, сделали финал концерта поистине незабываемым.

Мария Каварзина
Ноябрь 2020 года